06.08.2013 00:45
Экономика

Предприниматели дадут оценку инвестпроектам с господдержкой

Бизнес оценит проекты с господдержкой
Текст:  Василий Миронов Тарас Фомченков
Российская газета - Федеральный выпуск: №171 (6147)
Успешный опыт регионов по реализации инвестиционных проектов, которые реализуются с государственной помощью, будет размножен на территории всей страны. А к отбору свежих инвестиций теперь чиновники собираются привлечь бизнес.
Читать на сайте RG.RU

Отбор проектов по новым правилам минрегион собирается начать совсем скоро. Уже 15 августа из министерства будет отправлено по этому поводу письмо в регионы. Они должны будут выбрать координаторов, которым поручат контролировать выбор проектов и формировать так называемую консолидированную заявку, учитывающую мнение всех сторон, рассказал представитель рабочей группы минрегиона по повышению инвестиционной привлекательности Сергей Могучов.

С региональными проектами, которые могут рассчитывать на господдержку, минрегион, напомним, работает уже несколько лет. Но вся проблема в том, что регионы подчас переоценивают собственные силы и возможный приток частных средств. "А также в том, что инвестиции идут неравномерно и несистемно", - заметил Сергей Могучов. Он подчеркнул, что главная мысль рабочей группы в том, что "крупнейшие" проекты стране сейчас не нужны. "Ими сложно управлять, их сложно контролировать, особенно на стадии их становления", - объяснил эксперт. Поэтому рабочая группа при минрегионе определила, что в ее фокус попадают только те идеи, реализация которых обойдется в сумму от 50 миллионов до 1 миллиарда рублей. Если проекты инфраструктурного типа - тогда сумма может быть увеличена до 2 миллиардов рублей. "Мы смотрим рынок сбыта и пляшем от сбыта. Плечо рынка сбыта в должно быть не больше 400 километров, чтобы не увеличивать логистические затраты", - уточнил Могучов.

К проектам есть и другие требования. У инициатора должно быть четкое понимание идеи, а также то, какую пользу она может принести для экономики региона. Минимум 10 процентов акций юридического лица, которое будет заниматься реализацией проекта, должно находиться в собственности инициатора проекта. Кроме того, у него в аренде или в собственности должна быть земля или недвижимость. Рабочая группа оказывает проектам содействие с долговым финансированием. Кредиты в банках под проекты можно получать на длительный срок, по низкой процентной ставке.

Но для того, чтобы чиновники не "промахнулись" в выборе проектов и не сделали ставку на убыточные идеи, и нужна помощь бизнеса, который предельно ясно представляет себе ситуацию.

Предложение бизнесменам уже сделано. Оно прозвучало на круглом столе в ходе конференции "Форсайт-флот", организованной Агентством стратегических инициатив (АСИ).

У представителей бизнес-сообщества моментально возник вопрос выгоды. И здесь власти есть чем ответить. Информационные, консалтинговые услуги, предоставление собственных площадей - это лишь малый спектр дополнительных бонусов для региональных координаторов инвестпроектов от бизнеса. А минрегион, в свою очередь, поможет им наладить взаимодействие с региональной властью.

"У каждого региона есть свои проблемы и приоритеты, - комментирует возможные критерии отбора проектов по отраслевой принадлежности профессор кафедры региональной экономики и экономической географии НИУ "Высшая школа экономики" Алексей Скопин. - А предприниматель всегда должен стремиться производить дешевые, но качественные продукты, для которых есть рынок сбыта - как внутренний, так и международный. Самыми эффективными в этом смысле для России остаются сырьевые и полусырьевые проекты". Интересными как для бизнеса, так и для власти, полагает эксперт, могут быть также рекреационные проекты.

В то же время проблемы возникают там, где речь идет об инфраструктуре, признает Скопин. "Практически везде она у нас находится в плачевном состоянии. И все устроено таким образом, что на ремонт дороги в итоге уходит больше денег, чем на ее строительство. В итоге она становится камнем на шее того региона, который ее построил". Вот именно здесь и надо наводить порядок, полагает эксперт. Но одним привлечением бизнеса дела не поправишь. В первую очередь, нужно установить ответственность строителей дорог за их состояние, чтобы в течение 15-20 лет после прокладки новой дороги о ней и вспоминать не приходилось, говорит эксперт. А это, в первую очередь, вопрос привлечения приличных подрядчиков. При этом инфраструктурные проекты будут окупаться 20-30 лет, они требуют сложных расчетов, говорит он.

Инвестиции