Нехорошее слово "слежка", но такой постоянный надзор, когда любое действие фиксируется камерой - радикальное средство против коррупции или обвинения в коррупции. Есть подозрения - посмотри запись или включи трансляцию из любого подразделения.
Сверхзадача нововведения - не только исключить продажность во взаимоотношениях водитель-гаишник, но и навести порядок в таких хлопотных и нервных процедурах, как постановка машины на учет или сдача водительских экзаменов.
На создание такой системы временно исполняющий обязанности мэра Москвы Сергей Собянин выделил средства на организацию этой работы. Но эти деньги пошли не только на оборудование подразделений. Средства были выделены и на наладку новой системы электронной очереди.
Корреспондентам "РГ" первым удалось оценить результаты работы этого видеоконтроля. С помощью новой системы мы проконтролировали работу регистрационных подразделений Москвы прямо из кабинета руководства. Вот на рабочем месте уже довольно длительное время нет инспектора. Один из руководителей управления ГИБДД Москвы сообщает, что если в течение пяти минут на рабочем месте никого не появится, то госинспектор управления свяжется с подразделением и выяснит, в чем дело. Дело оказалось в том, что в данный момент сотрудник в отпуске, поэтому его место пустует. Однако сейчас народу в подразделении практически нет. Поэтому не требуется задействовать дополнительное окно. Позже мы отправились в это подразделение и убедились воочию, что очереди нет, в зале ожидания находится 5-6 посетителей с электронными номерами, по которым их вызывали и быстро обслуживали. На столе выдачи лежало несколько готовых пакетов документов, в том числе с новыми номерами, за которыми пока автовладельцы не явились. Их несколько раз при нас вызывали по громкой связи, но реакции не последовало.
В самом управлении для контроля за подразделениями оборудовано отдельное рабочее место, за которым будет трудиться специально выделенный для этого госинспектор. Также информация о происходящем будет доступна руководству управления.
Для чего это нужно? Поясним. Это не только контроль за каждым сотрудником этих подразделений. Если инспектор без уважительной причины покинет свое рабочее место, с ним сразу же свяжутся. Понятно, что и взятку при таком тотальном контроле сложно всучить. Но важно и другое. Такая система позволяет мобильно реагировать на разного рода затруднения.
Перед госинспектором стоят два монитора: на одном он видит ситуацию в подразделениях, причем в живом эфире, на другом может посмотреть количество занятых "слотов", то есть зарезервированного времени. Кроме того, он имеет возможность тут же посмотреть, какова нагрузка в других подразделениях. В соответствии с этим он может принять решение. Например, чтобы начальник перегруженного подразделения посоветовал тем, кто не хочет терять времени, отправиться в другие более свободные отделы ГИБДД. Или попросту перенаправить сотрудников из менее загруженного подразделения в то, где ситуация критическая.
Надо сказать, что такого контроля за работой подразделений добивался начальник столичного ГИБДД Александр Ильин. Правительство Москвы выделило на это деньги, был проведен тендер, и система заработала.
Напомним, что в большинстве регистрационных и экзаменационных подразделений организована именно электронная очередь. Человек приходит, выбирает услугу, которую хочет получить, забивает свои данные, выбирает удобное время. Раньше это время ограничивалось одним днем. Записаться на следующий день или через неделю можно было только в Интернете. Сейчас автовладелец или кандидат в водители может выбрать удобную дату и свободное время непосредственно в подразделении на неделю вперед. Кроме того, он может выбрать то время, которое его устраивает, и тогда на мониторе появится информация о подразделениях, которые его смогут в это время обслужить. Но также он может выбрать удобное для него подразделение и тогда уже выбирать из того свободного времени, которое в этом подразделении есть.
Кстати, в каждом зале регистрационного или экзаменационного подразделения работают инспекторы-консультанты, которые помогают людям работать с терминалами, подсказывают, куда обращаться по какому вопросу. Если на камере в зоне ее действия консультанта нет, то вышестоящее руководство напомнит и об этом.
- Терминалы хорошо показали себя в деле. А с помощью видеокамер можно дисциплинировать сотрудников сразу всех отделений, ведь они знают, что начальство имеет возможность в любой момент открыть программу и посмотреть, как они работают, - говорит Константин Васюта.
По его словам, с помощью информации с этих камер удалось решить вопросы по более чем 70 процентам жалоб от автолюбителей. Записи с этих камер хранятся в подразделениях в течение месяца.
Сейчас в управлении ГИБДД по Москве планируют сделать более интерактивным и сайт: можно будет прямо из дома оценить загруженность разных отделений МОГТОРЭР и выбрать для себя менее загруженное.
Александр Маршал, заслуженный артист России
- Со мной, может быть, многие не согласятся, но я считаю, что чем больше будет контроля, тем лучше. Посмотрите, что происходит в стране! Оголтелая безответственность и сумасшедшая разнузданность во всем. Поэтому если появится дополнительный контроль за правоохранительными органами, то будет только лучше. Зафиксированная на пленку ревизия будет удерживать от превышения полномочий не только работников ГИБДД, но и обычных граждан от совершения различного рода правонарушений. Мне, например, бояться нечего. Пусть меня снимает хоть тысяча камер. Я совершенно адекватный и нормальный человек, который понимает, что как ты относишься к людям, так и к тебе будут относиться. Мне самому иногда приходят штрафы. У меня очень мощный автомобиль, и я могу порой "придавить" километров под 90 там, где надо не больше 60. Всякое бывает, что уж говорить.
Но, к сожалению, люди сейчас перестали уважать не просто своих сограждан, а даже представителей власти. Поэтому наблюдение должно быть везде: в метро, троллейбусах, на дорогах. Такое явление, как терроризм, зашло уже слишком далеко. Мы расслабились уже донельзя. Мы - это люди планеты Земля. К примеру, произошел взрыв в метро и что потом? Кого искать - непонятно. Когда преступление зафиксировано на пленку, то шансов поймать преступника намного больше.
Иногда мне кажется, что мы просто не заслужили хорошего отношения. По нашим делам нам и воздастся. Понятное дело, что в камерах слежения есть и отрицательные моменты. Людям, не являющимися бандитами и преступниками, не хочется, чтобы их лишний раз снимали на пленку. Не всем охота быть участником реалити-шоу. Порой создается впечатление, что эти камеры суют свой "нос" в нашу личную жизнь. Тем не менее я уверен, что время диктует свои условия и видеоконтроль не будет лишним. Во всех ведущих городах мира - Лондоне, Нью-Йорке, Париже - не осталось места, где не стоит камера видеонаблюдения.
Да, граждане Российской Федерации порой сами дают взятки, чтобы потом не тратить время на выплату квитанций. Однако простых людей от "глаз Большого брата" пострадает немного - им нечего скрывать, а проиграют именно те, у кого рыльце в пуху. Государственную Думу и так каждый день показывают по телевизору. Ставить там камеры не имеет смысла. А вот в ДЭЗах я бы поставил камеры не только на потолке (или где они там устанавливаются), а прямо на лацканах пиджаков этих жуликов. По моему скромному мнению, надо обязательно фиксировать происходящее на улицах наших городов и, конечно же, рынков. Все мы видели, что там сейчас творится: на рынке чуть не убили милиционера. Это уже переходит всякие границы. Мне, члену Общественного совета при Следственном комитете, на собраниях приходилось слышать ужасные вещи, от которых волосы встают дыбом. Например, на последнем заседании, посвященном детским домам, Александр Бастрыкин - председатель Следственного комитета - рассказал, как побывал в одном детском доме. В заведении было холодно, а детям нечего было есть. Тогда как в кабинете директора этого детдома было, напротив, тепло и уютно. В итоге директрису хорошенько тряханули за шиворот и выяснили, что эта женщина наворовала больше 7 000 000 евро. Оказалось, что все бухгалтеры, заместители, работники детского дома - ее родственники. Какая личная жизнь, когда в нашей стране работают люди, укравшие у сирот настоящее и будущее. Камеры - везде! Как только что-нибудь произойдет, сразу же головой об стол. По-другому, видимо, не понимаем. Если бы вот таких, заметьте, рядовых случаев не существовало, то можно было бы поговорить о вторжении в личную жизнь.
Подготовил Александр Мирошниченко