06.08.2013 00:40
Экономика

Рынку инжиниринга нужна единая нормативная база

Рынку инжиниринга нужна единая нормативная база
Текст:  Алексей Балиев
Российская Бизнес-газета - : №30 (908)
От сырья до готовой продукции в сфере машиностроения происходит до 20 стадий передела (переработки). Но почти все промежуточные продукты в РФ "освобождены" от обязательной сертификации. Нет пока и четких общероссийских стандартов по составлению технических заданий, ценовых пропорций и бизнес-планов в этой сфере. Из-за этого в российском машиностроении затруднены зарубежные и отечественные инвестиции и растет импорт машиностроительной продукции, зачастую неприспособленной к российским условиям ее эксплуатации. Таковы главные оценки недавней конференции по развитию инжиниринга в машиностроении.
Читать на сайте RG.RU

По мнению главы Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антона Данилова-Данильяна, эти проблемы пока не решены, потому что у нас пока еще нет единства в подходе к развитию рынка инжиниринговых услуг. Как следствие, быстро растет ввоз сравнительно дешевой, но в основном качественной машиностроительной продукции из КНР, Южной Кореи, Тайваня, других восточноазиатских стран. Причем, как отмечалось на форуме, это продукция всех стадий передела. Но минимум треть этого импорта не приспособлена к российским эксплуатационно-техническим и климатическим условиям.

А председатель Комиссии Союза машиностроителей России по развитию инжиниринга в машиностроении Владимир Сметана подчеркнул, что сложившаяся ситуация связана с неустойчивым развитием машиностроения в России; структура производства и экспорта товаров этой отрасли улучшается медленно. Требует также решения проблема высокого физического и морального износа основных производственных фондов. По оценкам участников форума, уровень этого износа в стране ныне превышает 60%, в то время как в развитых странах и "индустриальных драконах Азии" этот показатель - не больше 30%. Причем только в Уральском экономическом регионе к настоящему времени изношено минимум 70% машиностроительных мощностей.

В то же время разрабатываемые проекты предлагаются инжиниринговым фирмам, которые в основном лишь формально входят в состав специализированных бизнес-структур. В результате завышаются расценки на выполненные работы, а их качество, технические и ценовые параметры, как правило, не отражаются в соответствующей документации. А согласовываются, что называется, в рабочем порядке или даже "задним числом".

По оценкам члена Совета Федерации РФ Игоря Зуга, "развитие инжиниринга - это увеличение числа эффективных высокотехнологичных инвестпроектов не только в машиностроении, но и в других отраслях экономики. Но среди 50 лучших инжиниринговых компаний мира пока нет ни одной российской". Заместитель технического директора "Уралвагонзавода" Константин Шафранский обратил внимание на отсутствие единой нормативной базы в сфере разработки, реализации и итоговой оценки проектов. "Сильны монополистические позиции небольшого числа инжиниринговых и строительных компаний; отсутствует четкая система кредитования рискованных проектов во всех секторах машиностроения, - пояснил он "РБГ". - А таких проектов в РФ пока большинство".

По мнению участников форума, именно государству вместе с профильными предприятиями нужно выработать в этой сфере единые стандарты и правила. Причем безотлагательно. В числе других рекомендаций форума - предложение обратиться в правительство РФ с целью выработки конкретных предложений по "дорожной карте" в области инжиниринга и промышленного дизайна.

Промышленность