Юридическим и физическим лицам могут предоставляться субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных такими лицами доходов и (или) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (для юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц - производителей товаров, работ и услуг.
Отдельное регулирование предусмотрено в БК РФ для некоммерческих организаций, которые могут получить субсидии, в частности, на выполнение государственного задания (бюджетным и автономным учреждениям), в качестве имущественного взноса (для государственных корпораций и государственных компаний), а также на иные цели, предусмотренные актом соответствующего органа. Субсидии предоставляются в случае и в порядке, предусмотренных соответствующим бюджетом и принимаемыми в соответствии с ними актами органов государственной власти или местного самоуправления.
Закон дополняет БК РФ положением, позволяющим правительству РФ, высшему исполнительному органу государственной власти субъекта и местным администрациям уполномочить соответственно федеральные государственные органы, органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления на принятие актов, определяющих случаи и порядок предоставления субсидий. Ранее подобные акты могли принимать только высшие исполнительные органы государственной власти субъекта и местные администрации.
181-ФЗ также изменяет порядок осуществления контроля за получателями бюджетных средств. В целях контроля за расходованием субсидий их получателем действующим законодательством закреплена обязанность по включению в договоры о предоставлении субсидий согласия получателя субсидий на осуществление контроля за соблюдением им условий, целей и порядка их предоставления. В ранее действовавшей редакции БК РФ исключение делалось в отношении ГУП, МУП, хозяйственных товариществ и обществ с государственным участием. Закон N 181-ФЗ расширил перечень лиц, подпадающих под указанное исключение, включив в него также коммерческие организации с участием товариществ и обществ с государственным участием.
С точки зрения развития законодательства о ГЧП наибольший интерес представляют внесенные изменения в статью 78 БК РФ, регулирующие порядок предоставления субсидий концессионерам по концессионным соглашениям. Согласно статье 13 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N115-ФЗ "О концессионных соглашениях" концедент вправе принять на себя часть расходов концессионера на создание (реконструкцию) и использование объектов концессионных соглашений. Предполагается, что возмещение таких расходов возможно путем предоставления субсидий концессионерам, осуществления инвестиций в уставный капитал концессионеров либо в форме капитальных вложений в основные средства.
До внесения рассматриваемых изменений стороны по концессионному соглашению встречались с рядом трудностей, которые не были урегулированы законодательно. В частности, срок предоставления субсидий должен был соответствовать срокам действия лимитов бюджетных обязательств. Средний срок действия концессионных соглашений - 15-20 лет, срок действия лимитов бюджетных обязательств - три года. Внесенными поправками устанавливается положение о праве сторон заключать соглашения на предоставление субсидий с учетом условий и сроков, предусмотренных в концессионных соглашениях. Это, в частности, может означать возможность его заключения на срок, превышающий сроки лимитов бюджетных обязательств.
Также редакция БК РФ до внесения в него изменений не предусматривала возможности заключения концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств. Согласно закону N115-ФЗ концессионные соглашения могут заключаться на любой срок, учитывающий срок создания объекта концессионного соглашения, объема инвестиций и срока их окупаемости. Таким образом, положения БК РФ входили в противоречие с положениями 115-ФЗ. Поправки устраняют этот пробел в законодательстве, и прямо устанавливают право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определять случаи, когда заключение концессионных соглашений возможно на срок, превышающий срок действия лимитов.
Аналогичные правила действуют в отношении закупок для государственных и муниципальных нужд. Статья 72 БК РФ устанавливает в качестве общего правила, что государственные и муниципальные контракты заключаются на срок, не превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств. Иные сроки могут быть предусмотрены решениями о реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности или в соответствии с нормативными правовыми актами (правовыми актами) или иными решениями правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации.
Иные поправки касаются порядка предоставления грантов и субсидий некоммерческим организациям. В форме субсидий в соответствии с внесенными поправками могут предоставляться также гранты. В соответствии с классификацией расходов, представленных в Федеральном законе от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", гранты предоставляются в сфере науки, культуры, искусства и СМИ. Рассматриваемый закон, как и БК РФ, не предусматривает определение данного понятия, но регулирует процесс выделения грантов из соответствующих бюджетов. Согласно внесенным поправкам гранты могут предоставляться на основании решений президента РФ, правительства РФ, высшего должностного лица или высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации. Если порядок предоставления грантов не предусмотрен в указанных решениях, то гранты предоставляются в порядке, определяемом нормативными актами правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Статья 78.1 БК РФ устанавливает порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями. Порядок определения объема и условия предоставления субсидий, выплачиваемых из соответствующих бюджетов, может устанавливаться как исполнительными органами власти, так и уполномоченными ими органами государственной власти и местного самоуправления.
Виктор Иванов, юрист адвокатского бюро "Линия права"