06.08.2013 00:20
Экономика

Утверждена "дорожная карта" развития производства композитов

Утверждена "дорожная карта" развития производства композитов
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №30 (908)
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил "дорожную карту" развития производства композитных материалов. Приоритетом развития отрасли будет открытие массовых рынков продукции, которые смогут обеспечить ей необходимый денежный поток для запуска инвестиционных проектов и дальнейшего развития.
Читать на сайте RG.RU

Ожидается, что к 2020 году объем производства композитных материалов и изделий из них в РФ составит 120 млрд рублей, объем потребления продукции на душу населения - 1,5 кг/год, доля экспорта - 10%. Кроме того, предусмотрены разработка и принятие к 2020 году не менее 553 нормативно-технических, нормативных правовых и иных документов, необходимых для развития отрасли, восьми отраслевых программ по применению композитных материалов в смежных отраслях, 20 региональных программ.

Композитные материалы представляют собой многокомпонентные материалы, состоящие из полимерной, керамической, металлической, углеродной или другой основы, армированной наполнителями. Они широко применяются в различных секторах экономики: в строительстве, ЖКХ, энергетике, на транспорте. Активизация государства в развитии рынка композитов позволит получить преимущество многим отраслям экономики. Но ощутимый эффект проявится спустя годы из-за неповоротливости системы сертификации и консервативности потребителей.

Главным участники рынка считают формирование нормативной базы: отсутствие техрегламентов на изделия из композитных материалов сильно сдерживало развитие отрасли. Но пока нет большой уверенности в успехе "дорожной карты", поскольку она не предусматривает финансирование мероприятий, отдавая все на откуп профильным министерствам.

По словам заместителя генерального директора Холдинговой компании "Композит" Владимира Хлебникова, почти все предложения участников рынка вошли в документ и все проблемы отрасли отражены. Но за этим планом мероприятий ни рубля нет, все будут финансировать отраслевые министерства по другим программам, и неизвестно, насколько усердно они будут это делать.

В России строятся большие мощности по производству базовых полимеров, а композиты пока остаются нишевым сегментом. Как считает генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов, российским производителям следует ориентироваться на мировую практику и работать на глобальный рынок, не замыкаясь на отечественных потребителях. Если этого не произойдет, то дальнейшего развития отрасли ждать не стоит и сегмент композиционных материалов по-прежнему будет полностью зависеть от государственных заказов и поддержки.

Уже сегодня мы видим, что в отрасли наметились положительные тенденции, в частности, в Татарстане строится завод по переработке углеводородных волокон композитов "Алабуга-Волокно" - совместный проект ХК "Композит" и госкорпорации "Росатом". Сейчас там происходит монтаж оборудования; запуск производства запланирован на конец года. Что касается новых предприятий, то минпромторг планирует строительство завода мощностью порядка 5 тыс. т в Калужской области. Однако подобные проекты требуют больших инвестиций, которые одному частному сектору непосильны. К тому же в России нет конкуренции, что также приводит к отставанию отрасли в развитии.

По словам начальника отдела композиционных материалов "ОКБ Сухого" Бориса Морозова, наблюдается тенденция роста доли композитов в изделиях авиационной техники. Вытеснение классических конструкционных материалов из элементов планера современных самолетов происходит за счет чрезвычайно высоких удельных упруго-прочностных характеристик. Особенностью композитов также является возможность направленного управления свойствами материала исходя из условий работы конкретной конструкции, что позволяет существенно снижать вес изделия, а следовательно, увеличивать прибыльность авиаперевозок. "Каждый сэкономленный на весе конструкции килограмм может обернуться доходами за счет транспортировки дополнительного полезного груза", - говорит эксперт. Стоимость тонно-километра, перевозимого воздушным транспортом, позволяет реально оценить дополнительную финансовую выгоду от экономии веса. Помимо этого различные стадии процесса изготовления деталей из композитов хорошо поддаются автоматизации, что также позволяет снижать производственные расходы.

Среди проблем отечественного рынка композиционных материалов директор научно-технического центра "Группы Полипластик" Данил Кобыличенко называет прежде всего ограниченный ассортимент сырья российского производства, практическое отсутствие собственного производства химикатов-добавок, несоответствие продукции мировым стандартам качества, длительные циклы проведения испытаний на стадии внедрения, недостатки в процедуре создания и тестовых испытаний литьевых форм, несовершенство нормативной базы испытаний полимерных материалов.

На ближайшие годы перспективными областями развития композитов в России Д. Кобыличенко считает материалы для автомобильной промышленности, строительной индустрии (алюмокомпозитные панели (АКП) и декоративный сайдинг), бытовой техники, а также технологические концентраты и термоэластопласты для различных областей применения.

Объем мирового рынка композитов составляет 12 млн тонн в год и не менее 700 млрд евро в денежном выражении. В то время как объемы производства композитов в России, по оценке минпромторга, исчисляются десятками тысяч тонн и составляют всего 0,3-0,5% от мирового объема. В денежном выражении объем сектора гражданского потребления едва достигает 12 млрд рублей в год. Директор по развитию бизнеса немецкой компании STRUC Team Ltd Рольф Дотаген прогнозирует рост мирового рынка композиционных материалов от 20 до 24% в год до 2015 года. Насколько наша "дорожная карта" поможет нам догнать мировых лидеров, во многом зависит от неукоснительного ее выполнения.

Промышленность