Поправки разработаны минфином в соответствии с планом мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования, направленного на противодействие уклонению от уплаты налогов (распоряжение правительства от 3 декабря 2012 года N 2250-р). Законопроектом предлагается проводить не только документальные проверки банков в налоговых инспекциях, но и соответствующие проверки банков в их помещениях. При проведении таких проверок проверяемыми лицами будут банки, а не их клиенты, при этом законодательное регулирование контроля за исполнением банками этих обязанностей обеспечивает не только необходимые полномочия налоговых органов, но и гарантию защиты прав банков, отмечается в сообщении правительственной пресс-службы.
В целом устанавливаемый порядок проверки банков соответствует действующим нормам Налогового кодекса, регулирующим порядок выездной налоговой проверки (статья 89 НК). В частности, законопроектом предлагается идентичный состав сведений решения о проведении проверки, трехлетний проверяемый период, двухмесячный срок проведения проверки с продлением его до 4 месяцев в порядке, устанавливаемом ФНС. А также аналогичные механизм и сроки приостановления проведения проверки (до 6 месяцев, а в случае запроса информации у иностранных государственных органов - до 9 месяцев) и основания проведения повторной проверки.
Некоторые положения законопроекта пойдут на пользу налогоплательщикам. Так, больше не придется сообщать налоговикам об открытии, а также закрытии или изменении реквизитов счетов в банках. Речь идет о налогоплательщиках-организациях, индивидуальных предпринимателях, нотариусах, занимающихся частной практикой, адвокатах, учредивших адвокатские кабинеты. А также управляющих товарищах - участниках договоров инвестиционного товарищества, ответственных за ведение налогового учета, и о возникновении или прекращении права этими лицами использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.
Кроме того, законопроектом предусматривается перенос обязанности по информированию налоговиков об открытии (закрытии, изменении реквизитов) лицевых счетов в Федеральном казначействе с налогоплательщиков-организаций на сами государственные органы. А также отмена обязанности компаний сообщать в налоговые органы о реорганизации или ликвидации организации.
"Поправки касаются банков и налогоплательщиков - владельцев счетов. Вопрос о том, чтобы снять с налогоплательщиков обязанность по уведомлению ИФНС при открытии расчетного счета, обсуждался давно, и в том числе предлагался бизнес-сообществом в рамках рабочей группы по оптимизации налогового администрирования АСИ. Что касается реорганизации и ликвидации, то сомневаюсь, что в этой сфере будут послабления, так как государство взяло политику на ужесточение данных процедур и контроль, - говорит советник председателя совета директоров компании "Градиент Альфа" Вадим Ткаченко. - Возможно, банки наделят функциями, позволяющими дополнительно мониторить счета компаний на предмет денежных потоков перед реорганизацией или ликвидацией. Главная особенность контроля за банками заключается в том, чтобы получать от них максимально полную информацию по владельцам счетов. Все это в совокупности с учреждением мегарегулятора не может не огорчать, так как становится похожим на тотальный контроль со стороны государства всех расчетов компаний".
С ним солидарен и партнер юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры" Егор Батанов: "Если смотреть между строк, то выглядывает продолжение начавшейся уже давно борьбы с однодневками через изменение регулирующего законодательства. Как известно, массовый вывод денежных средств через фирмы-однодневки практически не возможен без участия кредитной организации. Если посмотреть на фактические обстоятельства многих налоговых споров, видно, как образуются целые пулы проблемных организаций, которые имеют счет в одном банке, подписи свидетельствуются у одного специалиста и так далее".
Еще один момент - отмена уведомления об открытии счетов со стороны банков. Тут явно прослеживается связь с последними поправками в НК РФ, которые запрещают банкам открывать новые счета налогоплательщикам, у которых есть блокировки, пусть и в других банках. "То есть с 2014 года налогоплательщик с блокированным счетом не сможет открыть дополнительный, соответственно, отпадает необходимость в оперативном информировании налоговых органов. Так как сейчас, например, во временном промежутке "открыли счет - банк сообщил" некоторые компании успевают провести на дополнительных счетах несколько операций, достаточных для возникновения состава по ст. 199.2 УК РФ, - добавляет Егор Батанов. - С другой стороны, возникает пробел: налогоплательщик может открыть несколько новых счетов, пока у него отсутствуют блокировки, не сообщить о них налоговому органу и пользоваться в будущем".