06.08.2013 00:41
Экономика

В Южно-Сахалинске пройдет выставка "Цветы, сады и парки Сибири"

Шедевры ландшафтного дизайна идут в народ
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №30 (908)
В августе ландшафтные дизайнеры и цветоводы по традиции подводят итоги своей творческой деятельности. Выставки цветов пройдут по всей стране. Крупнейшая выставка цветоводов Дальнего Востока начнется 8 августа в Южно-Сахалинске. Выставка "Цветы, сады и парки Сибири" откроется в Новосибирске 16 августа, а с 28 по 30 августа в Москве пройдет XX Международная выставка цветов, растений, оборудования и материалов для декоративного садоводства и цветочного бизнеса.
Читать на сайте RG.RU

Эти смотры интересны не только профессиональным дизайнерам и цветоводам, но и широкому кругу людей, которые стремятся украсить свои дачные и садовые участки. Некоторые из них создают на своих шести сотках подлинные шедевры ландшафтного дизайна. Выставки они используют не только для того, чтобы увидеть достижения профессионалов, но и чтобы приобрести необходимый инвентарь и посадочный материал.

Сегодня российский рынок ландшафтного дизайна переживает период своего становления. Достоверно оценить его масштабы затрудняются даже эксперты. Дело в том, что работы по озеленению и благоустройству выполняются не только отдельно, но и в комплексе с общестроительными мероприятиями. Однако специалисты утверждают, что если не считать городских парков и газонов, весь рынок можно оценить приблизительно в 500-600 млн долл.

Конечно, можно заказать оформление участка "под ключ" на фирме. Такая услуга стоит 50-100 тысяч рублей за сотку. Но многие владельцы участков предпочитают украшать свой сад в соответствии с собственным вкусом. В Московском регионе предложение в основном формируется за счет импортной продукции. Как правило, посадочный материал привозится из Германии, Голландии, Бельгии, Польши. Судя по ежегодной интенсивности продаж, потребители к этому материалу привыкли и научились ему доверять.

По оценкам специалистов, до недавнего времени в Голландии насчитывалось около 4 тыс. питомников. В Польше имеется 3,2 тыс. питомников. Но больше всего питомников в Германии - более 5 тысяч. Но как бы ни были хороши и разнообразны саженцы кустов и деревьев из Европы, их ввоз сопряжен с некоторыми весьма существенными обстоятельствами. Это и сроки доставки, и стресс растений при транспортировке, и здоровье растений, и неадекватная в некоторых случаях себестоимость, которая во многом зависит от размера земляного кома. В итоге все издержки ложатся на конечного потребителя.

В последние годы на российские рынки активно вышли отечественные питомники. Однако ожидать быстрого замещения импорта отечественными саженцами было бы ошибочно, хотя бы принимая в расчет биологические нормы роста растений. По оценкам специалистов, для производства полноценных кустарниковых культур требуется от 3 до 5 лет, а для производства аллейных деревьев - от 7 до 10 лет. А значит, чтобы вырастить собственный материал, который как минимум будет не хуже импортного, потребуется в лучшем случае от 3 до 7 лет. И лишь при условии стабильного развития со временем можно надеяться на объем.

Сегодня отечественное предложение уже приобрело конкурентоспособные преимущества перед импортом. Но в своем большинстве формирование отечественной базы посадочного материала происходит также на основе импортного, где сырьем является молодой европейский материал, доращенный и акклиматизированный в отечественных питомниках в течение нескольких лет до нужных размеров с соблюдением всех технологических принципов.

В Ассоциацию производителей посадочного материала (АППМ) входит уже 110 питомников. По оценкам специалистов, в России, с ее обширными территориями и разнообразием климатических условий, спокойно могут работать порядка 10 000 питомников.

Почему же они не работают? Главная причина - отсутствие доступа к инвестиционным ресурсам, к тому же у российских питомников практически нет доступа к современным технологиям. А ведь современное питомниководство - одна из самых высокотехнологичных отраслей растениеводства.

Чтобы выращивать высокого качества посадочный материал по низким ценам, сегодня уже недостаточно опираться на горстку гастарбайтеров с тяпками в руках. Нужны грамотные специалисты, нужны дорогостоящая специализированная техника и оборудование, нужен опыт в применении современных технологий. Питомниководство - отрасль чрезвычайно капиталоемкая, требующая максимальной концентрации материальных ресурсов на единицу площади. К тому же - отрасль с длительным сроком окупаемости. Например, закладка современного древесного питомника требует не менее 5 млн евро. Возврат - лет через 10.

По данным зарубежных аналитиков, объем розничной торговли посадочным материалом в России составил в 2012 году 4,6 млрд долларов. Российские питомниководы эти цифры считают завышенными. Но с тем, что Россия занимает 3% мирового рынка посадочного материала, они согласны. Объединенная Европа занимает 37% рынка. США - 26%. Япония - 7%. Каждое домохозяйство в ЕС ежегодно тратит на посадочный материал 2000 евро. Каждое домохозяйство в России - от 100 до 500. Но, по прогнозам, через 3-4 года мы перешагнем предел в 500 евро, поэтому российскому питомниководству есть куда развиваться. Главное - вовремя приспособиться к новым формам торговли. Если 10 лет назад весь посадочный материал реализовывался на садовых рынках, в питомниках и оранжереях, то сейчас их доля в объеме продаж - 52%. Покупатель уходит в специализированные торговые центры. По словам владельца дачного супермаркета ("Дарвин") в Московской области Павла Ершова, это происходит потому, что представители торговых сетей приучают потребителей к достаточно комфортной модели поведения, когда можно приобрести посадочный материал в одном месте. В таких условиях покупатель голосует рублем не за качество и разнообразие посадочного материала, а за удобство.

По мнению директора компании "Ландшафтное Искусство" Светланы Чижовой, покупать саженцы в питомниках достаточно безопасно. Но многие дизайнеры-любители предпочитают "садовые центры". Здесь обычно предлагают импортный материал в контейнерах или в комах. Часто садовые центры открываются ландшафтными фирмами. В этом случае есть надежда, что вам предлагают хороший зимостойкий материал. Если в садовом центре предлагают услуги по посадке купленных растений с гарантией (не менее одного года), то это тоже хороший знак.

На рынках, как считает эксперт, всегда продается множество растений на любой вкус и кошелек. Есть и добросовестные продавцы, которые разбираются в растениях, а есть и такие, которые не имеют даже самых элементарных знаний в ботанике, зато хорошо умеют "обрабатывать" клиента. В магазинах продаются очень красивые растения, но они, как правило, выращены в теплицах и мало подходят для открытых участков. Какая-нибудь араукария из голландской оранжереи вряд ли приживется на вашей клумбе.

Много посадочного материала продается у дорог прямо с машин. Неизвестно, откуда эти растения, как их выкопали, может быть, у них и корней-то нет. Частенько это бывает даже ворованный товар. Зимой вдоль дорог часто продают выкопанные неподалеку сосны и елки, осенью липы. Такой посадочный материал на 100% "липовый". Проезжайте мимо, интерес к таким продавцам должны проявлять только правоохранительные органы.

Макроэкономика Южно-Сахалинск Дальний Восток