В настоящее время, пояснили "РГ" в департаменте городского строительства, между МКАД и столичными трассами построено 23 крупных развязки и более двадцати небольших съездов. В 90-х годах прошлого века, когда реконструировали "кольцо", превращая его из четырехполосной второстепенной дороги в десятиполосную скоростную магистраль, въезды-выезды строили по так называемому принципу клеверного листа. Выбрали такой проект потому, что на реконструкцию 108-километровой МКАД тогдашние столичные власти отвели всего четыре года, в два раза меньше нормативного срока. А "клеверные" развязки строить можно быстро и легко. Да и места они мало занимают. Но, когда в Москве с каждым годом стало прибавляться по сотне тысяч новых машин, "кольцо" и магистрали встали. Въезд на нее расположен перед выездом. Поэтому те машины, которым нужно съехать в город, перекрывают путь желающим попасть на Кольцевую. А так как и машины у всех разные (у одних - маневренные легковушки, у других - неповоротливые грузовики), и водительские навыки различаются: налицо постоянный конфликт съезжающих и заезжающих.
Так называемые направленные съезды впервые попробовали строить на МКАД в середине 2000-х - на Ярославском, Новорижском шоссе и при въезде в Куркино. Но строительство тогда не пошло: слишком дорогим и сложным оно оказалось. Новорижскую четырехуровневую развязку ввели только в 2011 году. В прошлом году открыли новый скоростной въезд в Куркино. Перед Новым 2013-м годом, открылась новая направленная развязка с Ленинградского шоссе. Построили ее всего лишь за год, зато теперь на Ленинградке в Москве почти никогда не бывает пробок. Тормозит магистраль лишь ее сужение за МКАД, в районе Химок. Пока столичные власти вместе с коллегами из Подмосковья думают, как выбить пробку и из этого "бутылочного горлышка". И в то же время строят шесть новых направленных съездов. Уже в сентябре этого года должны сдать развязку с улицы Подольских Курсантов на МКАД. Сейчас прямого выезда с нее не существует. А когда появится, то с "кольца" можно по Подольским Курсантам и Дорожной улице, минуя заторы на Варшавском шоссе, выехать почти к его пересечению с Балаклавским проспектом, то есть почти к середине Варшавки.
Строится трехуровневая развязка на пересечении МКАД и Дмитровского шоссе. В следующем году должны сдать развязки между МКАД и Можайским шоссе, а также между Кольцевой, Мичуринским проспектом и Молодогвардейской улицей. Последняя обеспечит въезд в западную часть города с новой платной трассы в объезд Одинцова, которую федеральные подрядчики намерены пустить в следующем году. "До конца года мы объявим торги на строительство еще пяти развязок: на пересечении МКАД с Каширским, Щелковским, Волоколамским шоссе, Ленинским проспектом и с улицей Профсоюзной", - пояснил "РГ" и.о. руководителя столичного департамента строительства Андрей Бочкарев. Всего же на "кольце" до 2015 года построят 17 новых направленных развязок.
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики:
- По очень многим вопросам развития транспортной инфраструктуры эксперты сегодня не сходятся во взглядах. Например, кардинально противоположные точки зрения, вы об этом знаете, высказывались вокруг реконструкции Ленинского проспекта. Но в одном вопросе все эксперты единодушны: реконструкция старых развязок на МКАД необходима, как воздух. И это самый важный строительный проект, который начали власти. Только одна направленная развязка между МКАД, Ленинским проспектом и Киевским шоссе даст колоссальный эффект. Киевское шоссе - одна из лучших дорог в новой теперь уже Москве - не поедет, "полетит".
Александр Шумский, руководитель экспертного центра Probok.net:
- Направленные съезды - это самая оптимальная конфигурация развязки. Поэтому единственный способ изменить в лучшую сторону ситуацию с движением по МКАД и городским дорогам, которые с ней пересекаются, строить именно такие съезды.