Тем временем стало известно, что начало истории положили сотрудники московской полиции, которые приехали работать на Универсиаду. Во время Игр они остановили на трассе М-7 подозрительный автомобиль. Согласно накладным водитель вез в Уфу донорскую кровь. Заподозрив, что в контейнерах могут находиться наркотики, полицейские вскрыли емкости и были шокированы находкой - в машине везли отрезанные пятки. На вопрос, кому они могли понадобиться, поступил ответ - офтальмологической клинике. Говорят, что пятки шли по 900 рублей за штуку. Теперь в ценовой политике предстоит разбираться следователям.
Свое видение ситуации представил и минздрав РТ. Здесь заявили, что три учреждения республики действительно имеют право "самостоятельно производить забор органов и тканей человека. Это Республиканская клиническая больница, Межрегиональный клинико-диагностический центр и Республиканская клиническая офтальмологическая больница". Причем соответствующие разрешения и лицензии на изъятие частей тела покойников на базе бюро судебно-медицинской экспертизы имели право Республиканская клиническая офтальмологическая больница и ФГУ "Всероссийский центр глазной и пластической хирургии", базирующееся в Уфе.
Как оказалось, покойники помогают живым сохранять глаза. Части тел умерших людей используются для того, чтобы излечить гнойные заболевания роговицы глаза и кератопатию - поражение роговицы.
По данным минздрава, ежегодно около двухсот человек в Татарстане нуждаются в подобных операциях. И в прошлом году Республиканская клиническая офтальмологическая больница провела свыше 60 таких операций, еще 30 сделали врачи федеральных медучреждений.
Исполняющий обязанности министра здравоохранения РТ Адель Вафин заявил, что не видит повода для скандала, так как органы покойника возвращают здоровье живым людям.
Если бы не одно но... По закону человек еще при жизни должен распорядиться своими частями тела. И если он против того, чтобы его расчленяли после смерти, то покойника, простите, должны оставить в покое. Наложить табу на трансплантацию органов умершего человека могут и его родственники. Но в законе есть "дыра". Если сей документ не был предъявлен медэкспертам до вскрытия, то молчание воспринимается как знак согласия.
Тем не менее уголовное дело есть, и под "превышением служебных полномочий" подразумевается не что иное, как раскрытие источников нелегального дохода судмедэкспертов. Действовали они в рамках закона, изымая и продавая органы, или наживались на покойниках, которые не могут свидетельствовать против них?