Поводом для таких прогнозов стала отмена ФТС с 14 августа упрощенного порядка международных автомобильных перевозок товаров с пометкой TIR по России. Введение новых правил использования книжек международных перевозок (МДП) потребует дополнительного обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, беспокоятся предприниматели. Вчера глава службы Андрей Бельянинов встретился по этому поводу с представителями Консультативного совета по иностранным инвестициям в России и Ассоциации европейского бизнеса.
Бизнесмены просили на встрече отсрочить на две недели введение новых правил. Это нужно им, чтобы максимально "обкатать" новые процедуры. А таможня полностью готова к работе в новых условиях, заверил Бельянинов. Предприниматели волнуются, что из-за необходимости получения банковских гарантий из оборота компаний придется изымать крупные суммы, нанимать дополнительный персонал, потребуются и толпы курьеров, которые будут доставлять гарантийные сертификаты на границу. Начальник Главного управления федеральных таможенных доходов Ольга Комарова рассказала о нескольких альтернативных и дополнительных к книжкам МДП упрощенных комбинациях обеспечения платежей ввозимых грузов. Они не увеличат расходы бизнеса. "Технологии, которые поддерживают пересылку электронных сертификатов, поручительств или банковских гарантий, отработаны", - пояснила она. И обойдутся бизнесу дешевле, чем приобретение книжек МДП и членство в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), как сейчас. Именно АСМАП отвечает за упрощенные международные перевозки по России иностранных фур. Но она нарушает свои обязательства и задолжала в бюджет 20 миллиардов рублей. Из-за этого и возник весь сыр-бор.
"Первоначальная стоимость книжки, которая к тому же кому угодно легко перепродается, 100 долларов, стоимость поручительства - 1,5 тысячи рублей. И его перепродать нельзя", - сравнил Андрей Бельянинов. И добавил, что число организаций-поручителей на границе будет расти. Само оформление занимает 30 минут. И то если это делать прямо на границе, а не заблаговременно. Сейчас поручительства оформляют в России три организации. Но зато гарантируют уплату платежей в бюджет, а таможенники имеют право в случае неуплаты в одностороннем порядке списать с их счетов средства, пени и штрафы. В то же время с АСМАП ФТС списывать средства в случае нарушений не вправе. "АСМАП пользуется положением монополиста, не соблюдает обязанности, и в стремлении сохранить сверхприбыль не идет на гарантийное финансовое подкрепление своих международных обязательств",- объяснил Бельянинов.
Роль АСМАП при современных технологиях изжила себя, считают в ФТС. В странах ЕС упрощенная процедура с применением книжек МДП вообще сейчас не применяется.
Бельянинов также категорически опроверг доводы оппонентов, что новые правила якобы повлекут выход России из международной конвенции, регулирующей правила перевозок. "Предпринимаемые меры никоим образом не нарушают конвенцию. Речь - только о взаимоотношениях таможни и АСМАП", - подчеркнул он. Руководство ФТС обратилось в ЕЭК и в минтранс с предложением провести в ближайшее время совещание с присутствием АСМАП и найти компромиссные решения. АСМАП направила обращение в правительство, в котором просит приостановить решение ФТС и создать рабочую группу для оценки ситуации.