09.08.2013 00:21
Авто

Дорожную инфраструктуру улучшат за счет зон сервисного обслуживания

Вдоль федеральных автотрасс появится сопутствующая инфраструктура
Текст:  Виталий Косолапов
Российская газета - Экономика: Строительство №175 (6151)
Удвоение строительства автомобильных дорог до 2020 года - такая задача поставлена перед дорожной отраслью в послании президента России Федеральному собранию. Увеличение объемов дорожных работ сопряжено в первую очередь с ростом применения новых технологий и строительных материалов. Только инновационные решения смогут приблизить российские дороги к международным стандартам.
Читать на сайте RG.RU

Сегодня, несмотря на усилия, которые были приложены в последние годы в области развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве, многие вопросы до сих пор требуют особого внимания, считает руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт. В частности, создается национальная нормативная база в области геосинтетических материалов, улучшающих технические характеристики дорожных конструкций и искусственных сооружений. Были разработаны и применены отраслевые методические документы. Введена единая классификация геосинтетических материалов и методы их испытаний. Проведены сравнительные полевые и лабораторные испытания и сделано обобщение результатов опыта их применения. Первые из принятых национальных стандартов вступили в действие во втором квартале нынешнего года.

Совершенствуется также нормативная база на асфальтобетонные смеси. Разрабатываются новые требования к материалам, методам технологического и лабораторного контроля испытаний. Роман Старовойт заявляет, что Росавтодор намерен приблизить российские нормы и методы испытаний к передовым международным стандартам. Современный испытательный лабораторный комплекс должен уметь моделировать и испытывать асфальтовые смеси с учетом реальных условий эксплуатации и заменить условные показатели, которые действуют сейчас, на фактические.

Не менее важным является использование в дорожном строительстве полимерных композиционных материалов. Это направление - одно из наиболее перспективных, так как конструкции и изделия из них обладают рядом существенных преимуществ по сравнению с аналогами из традиционных металла и бетона. Например, арматура из композитов обладает меньшей массой. И если элементы дорожного обустройства, такие как стойки знаков и светофоров, сделать из нее, то значительно повысится пассивная безопасность участников дорожного движения. Кроме того, технологии усиления пролетных строений с применением композитов существенно улучшат поддержание искусственных сооружений в нормативном состоянии.

Исполнительный директор Союза производителей композитов Сергей Ветохин констатирует, что, несмотря на поддержку со стороны минтранса и Росавтодора, объемы производства и применения композитов в нашей стране составляют буквально микроскопическую долю от общемирового объема производства и потребления. Почему?

Первое и существенное - это отсутствие комплекса нормативно-технических документов, которые регламентируют все этапы жизненного цикла: разработку, производство, применение, утилизацию композиционных материалов и изделий из них. И, как следствие, возникают проблемы уже на этапах прохождения процедур государственной экспертизы. Вторая важная проблема - отсутствие на государственном уровне скоординированных мер, направленных на широкое применение композитов в различных отраслях промышленности, и, как следствие, незначительный объем потребления именно в тех отраслях, где композиты способны заменить традиционные материалы.

Что касается самих дорожных строителей и производителей комплектующих для этой отрасли, большинство из них страшно далеки от проблем государственного уровня в области применения инновационных материалов. И отнюдь не потому, что не хотят применять или не понимают их значения. Глава Союза производителей труб и изделий из композитных материалов Александр Степченко считает, что главная проблема - отсутствие у потребителей мотивации для применения инновационных материалов. Сегодня во главе угла практически всех существующих нормативных документов по госзакупкам, по организации договорных отношений, это все-таки цена продукции, а не ее потребительские свойства.

Да, применять инновационные материалы дорого. Но, например, группа ученых из ЯкутПНИИС во главе с генеральным директором института Ольгой Матвеевой провела исследования на тему производства бетонов из местных материалов для покрытий автомобильных дорог, аэродромов и транспортных сооружений. Применение качественного современного цементного бетона для устройства покрытий автодорог в Якутии имеет важное народнохозяйственное значение. Способствует значительному сокращению эксплуатационных затрат при обеспечении устойчивости и долговечности автодорог. И в настоящее время в Якутии есть все, чтобы наладить выпуск бетонов - и сырьевая, и производственная база. Это значительно снизит стоимость строительства, поскольку цена любых материалов на Севере в первую очередь зависит от дальности транспортировки.

А у строителей трассы "Колыма" (Якутск - Магадан) - еще более неожиданные для идеологов инновационных внедрений проблемы. Исполнительный директор магаданской компании "Стройдор" Алексей Головань констатирует, что в некоторых районах Колымы снежный покров сохраняется до девяти-десяти месяцев в году, поэтому для устройства асфальтобетонных покрытий остается период середина июня - конец августа. Но производить работы в оптимальные сроки, к сожалению, получается не всегда: в 90 процентов случаев аукционы на заключение госконтрактов проходят во втором квартале года. На размещение заказа, оформление и подписание государственного контракта, передачу площадки, строительного участка и исходной документации уходит еще как минимум месяц-полтора, то есть все весенние месяцы до первого паводка, который на Колыме проходит в мае, и часть теплых месяцев оказываются упущенными для строительства.

Василий Тарасенко, гендиректор компании "Бамстроймеханизация", которая сегодня участвует в строительстве федеральных автодорог "Лена" и "Уссури", говорит, что дорожники с удовольствием применяли бы новые материалы. Но, к сожалению, они не заложены в проекты. А внести в утвержденный проект использование, например, новых битумов практически нереально.

Впрочем, для того чтобы приблизить перевозочный процесс автотранспортом в России к мировому уровню, недостаточно наличия качественных дорог, необходима и развитая инфраструктура, включающая объекты придорожного сервиса. Оптимальной формой последнего могут стать многофункциональные зоны (МФЗ) сервисного обслуживания комплексы. Точками их тяготения должны стать автозаправочные станции, где найдется место и для мелких предпринимателей, занимающихся придорожной торговлей.

Государственная компания "Автодор" имеет уже большой опыт по строительству МФЗ на платных трассах. Что касается сети федеральных автодорог, на днях Роман Старовойт сообщил, что в сентябре Росавтодор приступит к реализации пилотных проектов создания МФЗ в Ленинградской и Московской областях, а также на Дальнем Востоке.

Дороги