О том, что в российском законодательстве пока отсутствуют достаточные правовые условия для привлечения серьезных инвестиций в долгосрочные строительные проекты, говорили участники конференции "Инвестиционные решения в строительстве: бизнес-пространство для инноваций", организаторами которой выступили НП "СРО "Альянс строителей", НП "СРО "Совет проектировщиков".
- Принимая во внимание заявления чиновников о том, что к 2020 году объемы ввода жилья в России должны достигнуть одного квадратного метра на человека в год, мы обязаны возводить 140-150 млн кв. метров жилья, - считает генеральный директор АНО НТЦ "ТехноПрогресс" Светлана Шевченко.
Планы почти космические, ведь сегодня у нас в стране строится в несколько раз меньше. Так, по данным Росстата, в первом полугодии 2013 года введено в эксплуатацию 22,6 млн квадратных метров жилья. Поэтому эксперты заявляют о необходимости стимулировать процессы, способствующие вовлечению финансов в реальный сектор экономики, которым является строительная отрасль. Известно, что строительные инвестиции являются на порядок доходнее банковских депозитов. Однако соотношение риск/доходность часто отпугивает серьезных инвесторов.
По мнению аналитиков, частичным решением проблем привлечения инвесторов в строительство может стать реализация проектов на принципах государственно-частного партнерства. Пока федеральный закон находится в полуфабрикатном состоянии, в 63 регионах, чтобы как-то защитить интересы местных инвесторов, приняли свои, местные законодательные акты. Однако в большинстве случаев они не работают, так как нужен основополагающий документ, где были бы прописаны базовые понятия. Более или менее региональный закон о ГЧП "прижился" только в Санкт-Петербурге, где уже несколько лет назад пущен целый ряд проектов, которые работают на имидж инвестиционной привлекательности города.
Как отметил, старший менеджер отдела налогообложения и юридических услуг Ernst&Young в России и СНГ Дмитрий Царев, "федеральный закон не отменяет действия региональных законов, если они ему не противоречат. В большинстве случаев, так и есть. Они продолжат действовать. Для инвестора наличие федерального закона - это значительный плюс по сравнению с региональным законодательством. Ухудшения положения инвесторов точно не произойдет, будем надеяться, наоборот, улучшится".
Сейчас этот законопроект активно обсуждается бизнес-сообществом и чиновниками, идет подготовка текста ко второму чтению. В документ могут быть внесены предложения о включении процедуры проведения конкурса на основе понятия множественности лиц, выступающие на стороне публичного партнера. Кроме того, предполагается включение в определение ГЧП взаимного распределения рисков между частными и государственным партнерами, а также корпоративной формы государственно-частного партнерства, то есть возможности создания юридических лиц с государственным участием для реализации проекта ГЧП.
Какие еще принципиальные изменения могут быть внесены? "Законопроект о государственно-частном партнерстве вызывает пока больше вопросов, чем ответов, - полагает президент НП "СРО "Альянс строителей", вице-президент Национального объединения проектировщиков (НОП) Александр Халимовский. По его мнению, большинство трудностей с инвестициями, привлечением бизнеса возникает из-за отсутствия четкого определения ГЧП. "Я считаю, что именно государство должно выстраивать принципы и механизмы, на которых строятся партнерские взаимоотношения с частным бизнесом", - говорит эксперт.
Есть предложение включить в законопроект определение корпоративной формы государственно-частного партнерства, то есть возможности создания юридических лиц с государственным участием для реализации проекта ГЧП, Кроме того, по мнению Александра Халимовского, в документ могут быть внесены предложения о включении процедуры проведения конкурса на основе понятия множественности лиц, выступающих на стороне публичного партнера. "Очевидно, что над законопроектом о ГЧП еще нужно работать. По крайней мере, представители бизнес-сообщества считают, что принимать его в таком виде преждевременно, поскольку он не позволит кардинально улучшить ситуацию по привлечению к государственным проектам частных инвестиций, - заключает эксперт.
В свою очередь старший юрист Legal Capital Partners Светлана Дубинчина отмечает, что пока одним из работающих механизмов реализации проектов государственно-частного партнерства в России по-прежнему остается закон о концессионных соглашениях, несмотря на все его "пробуксовки". По ее словам, как раз сейчас идет работа над пакетом поправок в него:
- Закон постоянно совершенствуется, но очень ассиметричен. В зависимости от сферы применения гарантии прав инвестора могут различаться, - поясняет юрист. - Наиболее продвинутой частью считаются концессионные соглашения, применяемые к строительству объектов автодорожного хозяйства.
В связи с этим предлагается внести поправки в статью 30 Земельного кодекса РФ об отмене конкурса на право предоставления земельного участка в рамках реализации концессионных соглашений. По словам эксперта, предложения, скорее всего, будут вынесены на рассмотрение правительства осенью этого года.
Сейчас в регионах проходит обсуждение другой важной документ - "дорожная карта", к которой приложили руку минрегион и Агентство стратегических инициатив (АСИ). "Практика показала, что для достижения поставленных целей действующий план мероприятий нуждается в доработке, - сообщил министр регионального развития Игорь Слюняев. - Подготовлен проект новой "дорожной карты" "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", который должно одобрить правительство РФ".
Какие изменения хотелось бы внести в строительную "дорожную карту" бизнесу?
- Мы бы предложили учесть европейский опыт по развитию инфрастуктурных проектов и участию частного капитала в государственной программе в сфере строительства, - сказал член правления крупнейшего в Европе строительного концерна Штрабаг Ульрих Вайнманн. - Также необходимо упростить процедуру согласования проектов и выдачи разрешений на строительство. При этом необходимо ввести институт независимых аудиторов за проверкой качества проектных решений. Кроме того, мы бы предложили проанализировать стоимость строительства в России по сравнению с другими европейскими странами и применение частично устаревших строительных норм и правил.
Множество вопросов у бизнес-сообщества также вызывает закон N44-ФЗ "О федеральной контрактной системе", который должен заработать с 1 января 2014 года.
- Закон пока сырой, для того чтобы он вступил в силу, необходимо принять около 60 нормативно-правовых актов. На данный момент активно обсуждаются только 2 документа, - отметила генеральный директор Центра подрядных торгов в строительстве Мария Изварина.
По сравнению с печально известным N 94-ФЗ, новый закон должен обеспечить качественное проведение подрядных торгов и выбор подрядчиков, которые смогут реализовать проект в соответствии с требованиями заказчика.
- Выбор будет происходить при помощи конкурсной процедуры, а не аукционной. В частности, введены дополнительные нормы: двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием, - полагает Марина Изварина. - Это позволит, помимо требований к опыту и квалификации подрядчика, выдвигать дополнительные требования к его финансовым и материальным ресурсам.