Был показан фильм Марлена Хуциева "Был месяц май", в котором молодой, никому не известный тогда Петр Тодоровский сыграл едва ли не самую яркую роль. Был он там невероятно достоверен и немыслимо обаятелен. Тревожной тенью легла на этот день памяти мастера информация о проблемах с реализацией его последнего сценария, рабочий заголовок которого - "Встреча на Эльбе". Проблемы в кино с воплощением серьезных замыслов всегда одни - нехватка средств. С ней и столкнулась Мира Тодоровская, вдова режиссера и в продолжении многих лет продюсер его фильмов.
Правда, буквально накануне открытия "Окна в Европу" глава департамента минкультуры господин Тельнов обнадежил Тодоровскую. Он пообещал исправить ошибку министерства.
Насколько это важно, могу засвидетельствовать я, прочитавший последний сценарий Петра Ефимовича. В моем сознании он аукается с показанной в день памяти картиной Хуциева "Был месяц май". Там и там - время действия последний день войны и первый день мира. Но у Хуциева ужас бесчеловечности - позади, а мир - солнечен и беспроблемен. У Тодоровского и завоеванный мир таит в себе угрозы. И первой жертвой его становится Любовь.
В свое время Брехт говорил: "Война окончена. Бойтесь мира!" Тодоровский предупреждает будущие поколения: "Испытание войной мы выдержали. Выдержит ли ваше поколение испытание миром?"
Уже первый фильм конкурсной программы "Она" Ларисы Садиловой выявил очевидную актуальность этого вопроса.
Мир, что приоткрывает нам режиссер, цепляет своей подлинностью и узнаваемостью лиц, характеров, житейских коллизий... Перед нами тот край столицы, что населяют гастарбайтеры, страсти по которым кипят в стране уже не первую неделю. Садилова не закрывает глаза на ужасающую нищету своих героев. Но она идет дальше: исследует процесс раздвоения их личностей, их моральных установок. Каждый (каждая) живет на два дома - на тот, который остался на родине, и тот, который надеется построить на новом месте. И так получается, что живет на две семьи, в условиях двойной морали. Это подспудная боль чревата психологическими стрессами и жестокими драмами.
Девушка Майя, приехавшая в Москву, не знает языка; она чужая среди чужих. Но и ее ждет та же участь, что и других ее сородичей. И ее попробуют использовать как разменную монету в сложных коммерческих расчетах "понаехавших" и тех "крыш", что их курируют. Единственная ее надежда на самосохранение, как ни банально может прозвучать, любовь.
Режиссер Лариса Садилова и сценарист Павел Финн дарят ее героям под занавес. Счастливая развязка кажется не очень логичной. Подарок авторов смотрится как подаяние. На бедность. Но с другой стороны, что можно предложить, если сама жизнь не оставляет иной надежды, кроме как на чудо.
Впрочем, Выборгское "Окно в Европу" только приоткрылось. Не исключено, что последуют и другие варианты.