Кроме того, большую активность проявили зарубежные инвесторы, на столицу пришлось 4,2 млрд долларов (23% от общего объема прямых иностранных инвестиций) в Россию. О росте инвестиционной привлекательности Москвы и развитии ГЧП в столице "РБГ" рассказала директор Городского агентства управления инвестициями Светлана Ганеева.
- Москва всегда была местом, привлекательным для инвестиций. Зачем понадобилось создавать специализированную структуру по продвижению инвестпроектов?
- Стереотип, что деньги сами притекают в "золотую столицу", весьма распространен. Но ситуация меняется. Москва перестает быть единственным центром притяжения для инвестиций в России. Если в 2005 году доля города в общем объеме инвестиций в РФ составляла 12,6%, а в ЦФО - 47,3%, то в 2012-м - уже 8% и 37,4% соответственно. Растет конкуренция за инвесторов со стороны других регионов, в том числе Московской области. Другой вопрос - качество инвестиций. До последнего времени основной их объем шел в сферу строительства - жилой, коммерческой недвижимости, - где можно было за короткое время получить неплохую маржу. Для самих инвесторов это было, наверное, здорово, а вот для города зачастую не очень. Вы сами прекрасно знаете, к каким проблемам привела политика, когда миллионы квадратных метров новой недвижимости появлялись в столице без соответствующей инфраструктуры. Качество жизни в городе резко ухудшилось за последнее десятилетие. К тому же это было, скажем, не совсем честно. Инвестор зарабатывал на строительстве недвижимости, а город потом нес на себе бремя расходов по строительству дорог, больниц и детских садов. Так что помимо роста общего объема инвестиций в Москву для нас приоритетной задачей является то, чтобы они улучшали нашу "среду обитания". Чтобы эти финансовые вложения были не хаотичные, случайные, а вписанные в долгосрочную концепцию развития российской столицы как одного из глобальных городов.
- То есть речь идет о синхронизации органичного развития города и притекающих в Москву финансовых потоках?
- Именно. Мы не просто рассказываем потенциальным инвесторам о том или ином проекте, так сказать, пиаримся, а вот уже второй год выстраиваем целую многоуровневую систему привлечения и управления инвестициями. "Управление" здесь - ключевое слово. Ведь данная система должна быть приспособлена для привлечения самых разных инвесторов: крупных и мелких, российских и иностранных, приносящих только деньги и приносящих ноу-хау. Москва заинтересована не просто в приходе "больших денег", но и в привлечении новых технологий, в том числе управленческих, создании высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест. Одновременно необходимо уделять особое внимание гармоничному развитию Москвы - упорядочение потока инвестиций позволяет формировать полицентрическую структуру города, что, в частности, способствует улучшению транспортной ситуации, снижая маятниковые миграции.
- Все это звучит очень привлекательно для жителей столицы. Но как вы делаете подобные проекты привлекательными для инвесторов?
- Конечно, необходимо в целом улучшать инвестиционный климат. Это довольно отвлеченное словосочетание, инвестклимат состоит на самом деле из множества конкретных проблем, над которыми надо работать. Звучат они порой весьма буднично - например, упрощение процедур технологического присоединения нестационарных торговых объектов к электросетям, но для потенциальных инвесторов такие детали могут иметь ключевое значение. Или, например, интересен тот факт, что за последний год существенно упростилась процедура участия в торгах по земельным участкам: теперь в составе заявки участники подают всего три документа. С другой стороны, помимо самого инвестклимата важны и конкретные схемы сотрудничества города с инвестором. И здесь мы очень рассчитываем на механизм ГЧП. Подобный формат позволяет существенно снижать финансовую нагрузку на городской бюджет.
- Расскажите об этой схеме подробнее. Как распределяются в этом случае риски?
- В идеальной ситуации риски распределяются между сторонами таким образом, чтобы обеспечить инвестиционную привлекательность проекта и его долгосрочную финансовую устойчивость. Сначала составляется максимально полный перечень рисков, так называемая матрица рисков, которые могут возникнуть не только на протяжении всей реализации проекта, от проектирования и строительства до эксплуатации, но даже и до его начала - на этапе выбора партнеров, проведения конкурса - ведь существенные расходы сторон возникают еще до заключения основного соглашения. Рисков очень много - это и дефолт поставщиков и субподрядчиков, и недостатки выбранных земельных участков, обнаруженные после начала работ, невыявленные обременения и права третьих лиц, изменения законодательного регулирования и пр. Чем сложнее проект, тем этот перечень будет длиннее. Состав рисков также зависит и от отрасли, масштаба проекта, сроков его реализации, специальных задач и условий.
На следующем этапе проекта определяются меры, которые могут позволить снизить каждый из выявленных рисков, а также обозначаются ответственные за них стороны. И уже только после этого выявляется оптимальная для проекта в целом ответственная сторона за каждый из обозначенных рисков. Причем ответственность даже за один риск может быть четко разграничена. Например, в случае с падением рыночного спроса до определенного уровня, обеспечивающего минимальную окупаемость проекта, этот риск может взять на себя публичная сторона, а выше этого уровня - партнер по проекту. Но при этом можно установить и обратное условие - при превышении спроса выше определенного уровня стороны также будут делить возникающие дополнительные доходы - это некоторый аналог платы за гарантию от риска.
Есть много форм ГЧП, предполагающих участие в сделке финансовых институтов, особенно это существенно для долгосрочных дорогостоящих контактов. В этой ситуации одной из сторон, которая берет на себя часть рисков, будет напрямую такой финансовый институт - особенно это характерно для рисков изменения валютных курсов, покрытия кассовых разрывов, увеличения ставок по заемным средствам, рефинансирования долга. Кроме того, государство может взять на себя часть рисков проекта. В этом и заключается основной интерес в таких контрактах для бизнеса. Неправильно считать, что выигрывает только бизнес - за счет оптимального распределения ролей в проекте повышается его общая эффективность, т.е. в конечном итоге в выигрыше оказывается и государственная сторона, и в результате конечные потребители.
- В этом и есть отличие от госзакупок?
- Да. Еще очень важно отделить формы и существенные условия контрактов от процедур их заключения. Иными словами, механизмы госзакупок, предполагающие в подавляющем числе случаев конкурсность процедуры, сохраняются конкурсными и для других ГЧП-контрактов. При этом с учетом специфики решаемых задач ГЧП-конкурсы могут быть более сложными и длительными, причем сама процедура направлена на поиск и выбор оптимального исполнителя или группы исполнителей. Повторюсь, в отличие от государственных закупок, где заказчик-государство выбирает подрядчика самостоятельно, при выборе концессионера дополнительную защиту от рисков могут обеспечивать финансовые институты, кредитующие проект. Финансовые институты тщательно изучают детали конкурсных предложений, финансовую репутацию потенциальных концессионеров, что дает возможность получить максимально возможные гарантии по возврату кредитных средств.
- Программы ГЧП пока являются теорией или они уже работают?
- Механизм уже запущен. Давайте посмотрим, как это работает в транспортном комплексе. По итогам 2012 года в эту сферу было направлено около 40% всех частных и государственных инвестиций. Сейчас в Москве особое внимание уделяется строительству общественного транспорта, и прежде всего метрополитена - в рамках принятой девятилетней программы должно быть построено 150 км линий метро, не говоря уже о новых железных дорогах, трамвайном движении и новых развязках. Это огромные инвестиции, исчисляемые сотнями миллиардов рублей - объем адресной инвестпрограммы на 2013-2015 гг. составляет 1,47 трлн, из которых около 70% будет потрачено на транспортную составляющую. В этой ситуации правительство Москвы и мы в том числе активно работаем над внедрением механизмов ГЧП, позволяющих уменьшать пиковые нагрузки на городской бюджет. Одна из форм ГЧП, давно эффективно работающая в сфере транспорта в Европе, - это контракты жизненного цикла (КЖЦ), представляющие собой систему долгосрочных отношений между частным инвестором и государством. Обобщая, частный инвестор, например, производитель подвижного состава, берет на себя все расходы по реализации проекта, а город начинает оплачивать проект только после сдачи его в эксплуатацию и далее делает регулярные платежи до окончания жизненного цикла - для вагонов это составляет 30 лет. Разумеется, это непростой проект, есть очень много юридических и технических сложностей, но мы над этим успешно работаем. Сейчас планируем реализовать пилотный проект с метродепо "Новогиреево" по техобслуживанию 248 вагонов новой серии.
- Как работает ГЧП в социальной сфере?
- Здесь наибольшую известность получил проект "Доктор рядом". Его цель заключается в том, чтобы предоставлять горожанам услуги первичной медико-санитарной помощи посредством частных медицинских организаций. Город передает частному инвестору помещения на условиях льготной аренды по ставке рубль за 1 кв. м сроком на 20 лет. При этом льготная ставка начинает работать только после завершения ремонта или реконструкции и ввода объекта в эксплуатацию - т.е. стимулируется скорейшее целевое использование помещений. Мы рассчитываем, что это поможет решить проблему очередей в городских поликлиниках и повысить общее качество медицинских услуг в медучреждениях столицы. Еще один интересный пример ГЧП в медицинской сфере столицы - передача городом по договору концессии комплекса городской клинической больницы N 63. Это терапевтическое учреждение, в котором более 30 лет не проводились ремонтные работы, и передача его частному инвестору позволит открыть на его базе ряд высокотехнологических медицинских центров, где горожане смогут получать медицинскую помощь как на платной основе, так и по полисам ОМС. Сейчас мы активно работаем над внедрением концессионных принципов при строительстве или реконструкции больниц в Москве, что в итоге приведет к повышению качества предоставления медицинских услуг в городе, при этом без их удорожания для москвичей. К сожалению, этот процесс идет медленнее, чем хотелось бы. Частично процесс тормозится из-за существующих тарифов ОМС, из-за которых не всегда получается разработать инвестиционно привлекательный проект с бесплатной амбулаторной помощью.
- Другая проблемная точка в социальной сфере - это образование.
- Мы активно прорабатываем вопрос привлечения частных инвесторов в сферу дошкольного образования. Здесь показал свою эффективность тот же принцип аренды помещений под ремонт или реконструкцию за 1 рубль и аукционы для свободных земельных участков. В целом, для проектов сравнительно небольшого объема целесообразно упрощать условия привлечения инвесторов - поскольку цена того или иного риска здесь сравнительно невелика, издержки на управление ими тоже не должны быть чрезмерными. Еще одно важное направление в сфере образования - это развитие по принципу концессий колледжей. Подобная система позволит крупным компаниям, в том числе и наукоемким, работающим в Москве, обучать в соответствии со своими нуждами квалифицированную рабочую силу. Это решит проблему перепрофилирования и переобучения, когда молодые специалисты, только что получившие диплом колледжа, на первом же своем месте работы вынуждены переучиваться, поскольку их знания часто далеки от практики. С другой стороны, это существенно сократит расходы компаний по такому дублирующему обучению. И решит проблему совсем уж вопиющих случаев, когда из-за отсутствия необходимых квалификаций у выпускников колледжей на квалифицированные рабочие должности предприятия вынуждены нанимать людей с инженерным образованием. Мы рассматриваем инвестиции в образование и повышение качества человеческого капитала как одно из приоритетных направлений. От этого зависит будущее столицы. При этом очень важно создание образовательных заведений, отвечающих международным стандартам, - это очень важный момент с точки зрения привлечения долгосрочных иностранных инвесторов, для которых, как показывает опыт других финансовых центров, крайне важно создание комфортной "среды обитания".