Эксперты "РГ" утверждают - законом ваши права защищены, надо только уметь ими пользоваться.
Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации обществ потребителей, юрист:
- Защитить свои права и потребовать денежных компенсаций за неиспользованный или испорченный отдых на турбазе "Таруса" вправе все пострадавшие участники погрома. И даже те постояльцы, которые стали свидетелями этого конфликта, покинув раньше срока злополучное место.
Это позволяет свежая редакция постановления правительства от 13 марта 2013 года "О правилах предоставления гостиничных услуг в РФ". Правила разработаны во исполнение закона о защите прав потребителей. Под "гостиницами " понимается любой имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг. То есть это могут быть и санатории, и турбазы, как в нашем случае, и даже бывшие коровники, переоборудованные предпринимателями под номера мини-отелей для сельского эко туризма.
Обратить внимание нужно на статью 24, по которой исполнитель гостиничных услуг - в данном случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которому принадлежит база, - несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя из-за недостатков при оказании услуг. И обязан компенсировать моральный ущерб. Речь идет о любом вреде - от отравлений в местной столовой просроченными продуктами до несчастных случаев - оступился на скользких ступеньках, сломал ногу из-за некачественного спортивного инвентаря, ошпарился в ванной, приготовленной нерадивой медсестрой. Такое случается часто и в гостиницах и в санаториях.
Нападение на туристов и драка на территории турбазы - также подпадает под эту статью. Действия клиентов следующие - сначала они в досудебном порядке предъявляют претензии о возмещении ущерба собственникам турбазы, которые отвечают за действия своих наемных работников - от директоров до охраны. Для этого пострадавшие должны написать заявления о том, что услуга данной гостиницы не была безопасной, потребовав оплатить все расходы, приложив документы - копии договоров на предоставление услуг, квитанции по оплате проживания, зафиксировавшие драку фото или видео кадры.
Моральный ущерб потребители определяют сами. По сложившейся в последнее время практике исходят из 2 миллионов рублей. Такова стоимость человеческой жизни, за которую в случае гибели авиапассажиров платят авиакомпании. Эта сумма прописана в Воздушном кодексе. Разумеется, за сломанную в гостинице руку 2 миллиона просить не стоит. Нужно все-таки адекватно оценить свой моральный ущерб. Если собственник откажется оплатить расходы и моральный ущерб, то можно подавать иск в суд. При этом к Гражданскому иску могут быть добавлены материалы уголовного дела. А оно в случае с Тарусой возбуждено. Иск в суд потерпевшие от действий бандитов подают по месту жительства, то есть в Москве. От пошлины они освобождаются. Требования потребителей о возмещении убытков подлежат удовлетворению в течение 10 дней. За нарушение сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый час (день, если срок определен в днях) просрочки неустойку (пени) в размере 3 процентов суточной цены номера (места в номере) или цены отдельной услуги. Контроль за соблюдением правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другими федеральными органами исполнительной власти.
Важный момент, если туристы приобретают путевку у туроператоров, то по статье 9 закона "Об основах туристской деятельности в РФ" - в ней прописаны особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта - компенсировать ущерб от действий третьих лиц обязаны туристические компании. Ведь именно на третьих лиц - гостиницы - туроператор возлагает исполнение своих обязательств перед клиентами. А значит, отвечает за действия или бездействия третьих лиц. В том числе и за неоказание или ненадлежащее оказание услуг, независимо от того, кем они оказываются. Это особо подчеркивается в законе. Оплатив ущерб клиенту, туроператор может дальше разбираться и судиться с третьими лицами. Пострадавшие туристы в данном случае от этих разборок освобождены.
В свою очередь многие гостиницы при заключении договоров с корпоративными клиентами включают пункт о том, что гостиница не несет ответственности за действия третьих лиц, причинивших ущерб клиенту или его гостям.
Безусловно, гостиница может, например, обеспечить отсутствие посторонних лиц на ее территории. И даже включить подобный пункт в договор с клиентом, но не может предотвратить преступление. Это задача органов полиции. Тем не менее, у потерпевших есть все основания взыскать причиненный вред здоровью и имуществу порядке гражданского судопроизводства после того, как судом будет установлена вина нападавшего. Подобной практики много. Вот только взыскать ущерб - сложно и долго.