Я вхожу в совет директоров строительной компании и хорошо знаю суть вопроса. Проекты, реализованные нашим предприятием в Самаре и Калуге, показывают, что в мегаполисах можно строить качественное, подчеркиваю это слово, жилье по цене 30-32 тысячи рублей за квадратный метр. Дело только в готовности застройщика выбрать соответствующую стратегию развития бизнеса.
Второе условие задачи, к сожалению, пока остается без должного внимания. Хотя вопрос строительства именно комфортного жилья, на мой взгляд, - ключевой. Ведь качество жизни определяется не только метражом квартиры. Комфортное жилье - это район, где есть детсады и школы, чистые бульвары и скверы, детские и спортивные площадки, поликлиники, паркинги, дороги и многое другое.
Сегодня законодательство запрещает застройщикам привлекать средства дольщиков для развития социальной инфраструктуры. Это справедливое ограничение имеет и побочные эффекты. Оно лишает строителей возможности системно развивать социальную инфраструктуру. Но тогда как дать людям комфортное жилье?
О государственно-частном партнерстве (ГЧП) сейчас говорят как об эффективном инструменте решения общественно значимых задач. Именно ГЧП позволит создать комфортную среду проживания и решить целый комплекс городских проблем. Для этого необходимо включить законодательные механизмы компенсации затрат, которые несут строители при возведении объектов социальной инфраструктуры. Их принцип в том, что застройщик за собственный счет строит и сдает детсады и школы в эксплуатацию, а затем город выкупает их по себестоимости. Таким образом, строители отказываются от прибыли в таком проекте, а власти получают возможность эффективно и надежно расходовать бюджетные средства.
Но главное - ГЧП позволит развивать инфраструктуру там, где она действительно востребована. Сегодня закон не создает условий для согласованной работы застройщиков и городской власти, у которой нет полного понимания ситуации на строительном рынке. И тогда случаются истории, когда за бюджетные деньги тянут коммуникации к площадке с пятью домами. А ехать туда жить никто не собирается - проект не востребован.
Если же застройщик строит микрорайон на 20-30 тысяч жителей, то он берет на себя все риски, связанные с успешностью проекта. Но до начала его реализации, компания уведомляет муниципалитет о своих планах, а власть - формирует заказ и рассчитывает, сколько садов, поликлиник, школ и дорог нужно возвести, чтобы обеспечить здесь нормальную жизнь. Когда у застройщика выкупят 50-70 процентов жилья - это станет свидетельством того, что проект востребован. И только после этого власть включит финансирование строительства инфраструктуры в бюджет.
Такой подход позволит точнее планировать расходы казны. Власти перестанут в авральном порядке изыскивать финансовые ресурсы, а будут точно знать, когда и сколько необходимо средств, чтобы в нужное время, в нужном месте открылись детсады, школы, поликлиники.