Поручение Роструду подписала социальный вице-премьер Ольга Голодец после трагедии в Новой Москве, когда из-за столкновения автобуса и "КАМАЗа" погибли 18 человек. О необходимости ужесточения контроля не раз говорил и глава минтруда Максим Топилин.
Страшная по последствиям авария, напомним, произошла 13 июля под Подольском. Рейсовый автобус столкнулся с выезжавшим с второстепенной дороги тяжелогруженым "КАМАЗом". От удара грузовик перевернулся, и на автобус сошла лавина из тонн щебня, буквально разрезавшая автобус пополам. 18 пассажиров скончались на месте. Около 60 попали в больницу.
За месяц интенсивных проверок выяснилось: в автоколоннах и автопарках за руль даже пассажирских "газелей" и автобусов нередко сажают неопытных водителей. К тому же зачастую не имеющих российских прав. Обязательный медосмотр перед выездом на маршрут стал едва ли не экзотикой. Это значит, что за рулем может оказаться и пьяный, и обкурившийся водитель.
Сообщения о тяжелых ДТП приходят практически ежедневно. Вот лишь несколько последних. 6 августа на Рублевском шоссе в Москве столкнулись три машины. Трое получили травмы, один человек погиб. В этот же день в Курске маршрутка, обгонявшая автобус, едва не въехала в ограждение, за которым шли дорожные работы. Водитель резко сманеврировал, микроавтобус перевернулся на крышу. 13 пассажиров оказались на больничной койке, у одного - сломан позвоночник. Еще одно ЧП случилось в Сертолово Ленинградской области. Автовоз по непонятным пока причинам загорелся и взорвался на автостоянке рядом с людной улицей. Следом загорелись две соседние машины. Тушили пылающие махины сразу три пожарных расчета. Водитель погиб.
Все эти случаи стали поводом для проведения оперативной проверки. Результаты, рассказали "РГ" в Роструде, - как под копирку. На предприятиях, которым принадлежали автомобили, столкнувшиеся на Рублевке, не были аттестованы рабочие места, водителей отправляли в рейс, не проинструктировав, без медосмотра. Нарушалась продолжительность рабочего дня - водители не отдыхали. Последствия предугадать не сложно. Курская маршрутка принадлежала частному предпринимателю. Из 10 работающих у него шоферов пятеро работали нелегально, и опять - ни инструктажей, ни медосмотров. Грузовая автоколонна, чей автопоезд взорвался в Сертолово, целиком состоит из большегрузов. "Нарушений на этом предприятии оказалось столько, что мы приняли решение приостановить работу, запретив эксплуатацию всех 72 автомобилей. И готовим документы в суд", - сообщил "РГ" руководитель госинспекции труда по Ленинградской области Алексей Брицун.
"Подольское дело" не только инициировало внеплановые проверки. Осенью депутаты Госдумы рассмотрят поправки в закон, запрещающие использовать для работы в России водительские права, полученные за рубежом. Именно такие права предъявлял при приеме на работу водитель "КАМАЗа", выходец из Армении Грачья Арутюнян. Конечно, дело не в национальности и месте рождения водителя. К слову, за рулем злополучного автобуса, растерзанного каменной лавиной из "КАМАЗа", мог быть россиянин с российскими правами, а мог - такой же гастарбайтер. В "Мострансавто", которому принадлежал злополучный автобус, работают 799 приезжих из стран СНГ, в том числе водителями - 495 человек. А российские права есть только у 35 их них.
Повторим, дело не в национальности, а в том, какие требования к водителям предъявляют предприятия. И как следят за выполнением этих требований. Проверки показали: работодатели по-прежнему повсеместно "гоняются" за дешевой рабочей силой. И к тому же экономят на безопасности, по минимуму тратясь на техосмотры, содержание автомобилей в нормальном рабочем состоянии. И пока это так, вряд ли мы можем быть спокойны, садясь в маршрутку или автобус.
Егор Иванов, руководитель правового управления Роструда:
Выполняя поручение правительства, до конца 2013 года трудовые инспекции продолжат внеплановые проверки. Мы будем смотреть, как соблюдаются условия и охрана труда, порядок привлечения иностранных работников. Как показывает практика, смертельные случаи возникают там, где постоянно нарушают требования безопасности. В основе всех нарушений - нежелание работодателя оформить трудовые отношения с нанимаемым работником. Нет письменного договора - значит, работодатель уже игнорирует нормы Трудового кодекса. А дальше тянется цепь нарушений: работник не проходит обучение, медосмотры и т.п., да и его квалификация зачастую не соответствует работе. Когда речь об особо опасных условиях, такие вольности, к сожалению, чреваты особенно тяжелыми последствиями. Что мы и наблюдаем на наших дорогах.
Если при проведении проверки выясняется, что деятельность предприятия несет угрозу причинения вреда жизни и здоровью как работников, так и третьих лиц, Роструд имеет право, более того - обязанность, принять немедленные меры вплоть до временного запрета работы. Что, собственно, и было сделано в Ленинградской области после взрыва автопоезда.
Трудовой инспектор вправе остановить работу филиалов предприятия, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений. Временный запрет действует, пока дело об административном приостановлении деятельности компании не рассмотрит суд. Суд же вправе установить такой запрет на срок до 90 дней - пока предприятие не устранит все обнаруженные нарушения.