14.08.2013 22:31
Экономика

Московских промышленников освободят от платы за модернизацию

Разрабатывается схема компенсации затрат предприятиям
Текст:  Александр Мелешенко
Российская газета - Столичный выпуск: №179 (6155)
Читать на сайте RG.RU

Столичная мэрия готовит новые меры поддержки реального сектора экономики. В частности, разрабатывается схема компенсации затрат, которые промышленные предприятия, как действующие, так и заново создаваемые, несут при подключении к коммуникациям - электроэнергии, теплу, воде, газу.

Об этом сообщили "РГ" в департаменте науки и промышленности. Первый замруководителя этого ведомства Михаил Ан рассказал, что доступ к ресурсам в столице в настоящее время по цене сопоставим с затратами на запуск самого бизнеса. К примеру, подключение к теплу здания размером со средний детсад обойдется примерно в 4 млн руб. Половину этих затрат столичные власти намерены компенсировать. Как стало известно "РГ", эта мера должна заработать до конца года.

Вместе с тем планируется избавить столичных промышленников от так называемой платы за модернизацию. Дело в том, что в Москве работает нелепая схема - если предприятие хочет перестроить корпуса, реконструировать свои здания, то оно городу за это должно заплатить.

- Получается такая система - промышленник хочет модернизировать производство, а город говорит, мол, сначала заплати, - рассказывает первый замруководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Михаил Ан. - В прошлом году, когда стоял вопрос модернизации московского нефтеперерабатывающего завода, город не взял с него огромную сумму - более 7 миллиардов рублей, которые он должен был заплатить за право модернизации. Сейчас мы занимаемся тем, чтобы эту плату убрать вообще.

Примечательна история появления этой платы за модернизацию. Цель была благой - остановить передел имущества и исчезновение предприятий. В 90-ые годы приходящие на заводы новые собственники часто их закрывали и, говоря юридическим языком, меняли назначение территории. То есть открывали на их месте склады, офисы, строили жилье. Город так лишился многих промышленных мощностей, и власти, чтобы остановить это, ввели плату за всякие перестройки цехов и тому подобное. В последние годы каждую такую ситуацию мэрия контролировала, и в случае реконструкции при сохранении промышленного назначения объекта зачастую платеж не брала.

Тем временем многие промышленные предприятия, инвестирующие в собственные мощности, уже пользуются льготами. К примеру, им компенсируют часть затрат на уплату процентов по кредитам. Как правило, промышленникам, чтобы обновить производственную базу - закупить современные станки, другое оборудование, реконструировать цеха - не хватает собственных средств. Приходится идти за кредитом в банк. Средняя ставка - 11-15 % в год. Столичный бюджет в такой ситуации берет на себя оплату части процентов - обычно это 8,25%. То есть предприятия получают практически беспроцентный кредит на обновление мощностей. Такая схема поддержки заработала в прошлом году.

Помимо этого, предприятия, готовые инвестировать в собственное развитие, могут рассчитывать на налоговые льготы. К примеру, крупнейший автопроизводитель столицы компания "Автофрамос", выпускающая автомобили Renault, готова вложить в модернизацию своего производства 21 млрд рублей за 8 лет. Взамен предприятие освобождается от уплаты налога на имущество и получает пониженную ставку налога на прибыль - вместо обычных 18% оно платит только 13,5%. Да, бюджет за счет такой практики потеряет в доходах. Город на этом ничего не теряет, так как, развиваясь, предприятие начинает платить больше налогов. В частности, по оценке экспертов налоговые платежи "Автофрамоса" за ближайшие несколько лет составят около 9 млрд рублей. И это с учетом льгот.

Промышленные зоны, которых в Москве аж 209, мэрия пытается сделать современными. На территории бывшего завода "Москвич" создали технополис "Москва". В нем и еще в двух технопарках сегодня сосредоточены инновационные предприятия столицы, производящие микроэлектронику, композитные материалы, решения в сфере информационных технологий. Работать в технопарках им выгодно - низкая ставка аренды, бесплатное подключение к коммуникациям, возможность арендовать помещения площадью 5, 10, 20 тысяч квадратных метров сразу на несколько лет.

- На примере технополиса "Москва" мы наглядно показываем как можно из закрывшегося, обанкротившегося завода сделать центр, где сосредоточены инновационные компании, - говорит Михаил Ан. - Мы отреставрировали корпуса, поменяли инженерные системы, настроили сервисы и предприниматели стали приходить. Они знают, что их никто не выгонит, многие контракты заключены на 10-20 лет. В технопарках у нас есть центры коллективного пользования, где различное дорогое оборудование для различных отраслей можно арендовать даже на час. Больше того, в технопарке "Слава" есть ученые, которые помогают предпринимателям в исследованиях.

Мэрия сейчас ведет переговоры со многими собственниками полузаброшенных промышленных предприятий города, помещения которых сдаются в аренду, а иногда попросту простаивают. Их владельцам предлагают создавать на этих территориях технопарки, технополисы и доказывают, что на этом можно зарабатывать. В созданном мэрией технопарке "Строгино" сейчас конкурс - 7 компаний на место. Его территорию запланировано расширить и построить новые здания для технологичных предприятий.

При этом компании, работающие в технопарках и технополисах, также могут рассчитывать на налоговые льготы и субсидирование процентных ставок по кредитам. Создан специальный сервисный таможенный пост, который позволяет в ускоренные сроки получать необходимые детали из-за рубежа.

В правительстве уверяют, что все действующие и новые льготы будут распространяться только на те предприятия, которые будут модернизироваться и реально повышать свою эффективность. Если сейчас в Москве только 2 технопарка, то через пять лет планируется создать по одному технопарку в каждом округе столицы. "Мы стремимся создать симбиоз инноваций и инвестиций. Всего к 2017 году на территории столицы планируется создать 10 технопарков, 5 технополисов и 3 индустриальных парка с более чем 300 резидентами, объем инвестиций составит более 3,5 миллиардов рублей", - уверен и.о. заммэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов.

Экономика Москва Столица