- Российские авиакомпании с 2008 года приобрели почти 600 иностранных и только 59 отечественных самолетов, то есть в 10 раз меньше, - сообщил, открывая, совещание вице-премьер Дмитрий Рогозин.
По его словам, опыт последних лет показал, что только одними мерами государственной поддержки, которых было разработано немало и они были довольно масштабными, решить накопившийся комплекс проблем в гражданском самолетостроении нельзя. Как считает Рогозин, нужно решительно искоренить пассивность и безынициативность отдельных руководителей, когда отечественная авиационная техника оказывается невостребованной на внутреннем рынке.
Речь идет фактически о "реконкисте собственного рынка".
- Совершенно нетерпимая ситуация сложилась в парке среднемагистральных воздушных судов, где доля зарубежных самолетов составляет около 80 процентов, - сказал Дмитрий Рогозин. - В региональной и малой авиации этот процент пока ниже и составляет 35 и 12 процентов, соответственно, правда, и здесь обновление идет за счет иностранной техники.
Всего же на долю современных российских самолетов приходится около 7 процентов численности российского авиапарка, а их вклад в объем пассажироперевозок еще меньше - всего 4 процента.
- Это говорит о фактической потере для отечественного авиапрома внутреннего рынка магистральных перевозок, - заявил вице-премьер.
Чтобы изменить ситуацию, по словам Рогозина, необходимо наладить такую работу, которая уже налажена по боевой авиации, и в том числе с постоянным двусторонним прямым диалогом между производителями авиационной техники и ее эксплуатантами.
Как считает вице-премьер, необходимо глубоко разобраться и в причинах отсутствия спроса на российскую авиационную технику. В условиях жесткой конкуренции на рынке сложно навязать свой продукт, если он не обладает реальными конкурентными преимуществами, тем более что, как отметил вице-премьер, по цене наш самолет уже сравнялся с иностранными аналогами, а по качеству еще есть вопросы.
- С нашими часовыми поясами мы просто обязаны создать все необходимые модели самолетов, чтобы обеспечить все потребности наших инновационных компаний и других компаний, работающих на российском рынке, - сказал вице-премьер.
Рогозин также предложил вернуть престиж конструкторских бюро и конструкторских марок, "которые имели национальное и международное значение". Это "Туполев", "Сухой", "МиГ", "Яковлев" и другие известные марки, "непонятно каким образом задвинутые на задворки, которые сейчас заменяются на непонятные аббревиатуры, совершенно безликие и разрывающие древо единого поколения конструкторской мысли России".
Новые аббревиатуры можно терпеть в том случае, если ими называются экспериментальные образцы или речь идет об опытно-конструкторских работах. "Но когда речь идет о серийном производстве, у них должны быть национальные бренды", - считает Рогозин.
В свою очередь, заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь сказал, что одна из основных задач, которая сейчас стоит перед минпромторгом в области гражданского авиастроения, - сделать самолет "Сухой Суперджет" востребованным на внутреннем рынке. По его словам, можно по-разному относиться к проекту SSG, но от этого проекта во многом зависит дальнейшая судьба всего отечественного гражданского авиастроения. Слюсарь также сообщил, что сейчас приостановили финансирование разработки SSG Next Generation - работы перенесли за 16-й год, чтобы сосредоточить ресурсы на доработке и долечивании "детских болезней" SSG 100. По его словам, на это предусмотрено выделить порядка 4 миллиардов рублей. Кроме того, замглавы минпромторга сообщил, что на МАКСе будет представлен "Сухой Суперджет", выполненный в компоновке бизнес-салон.
Что касается итогов совещания, то, как сообщил по его окончании Дмитрий Рогозин, "авиакомпании и авиапром наконец-то договорились тесно взаимодействовать с целью стимулирования спроса на отечественные самолеты". По его словам, стороны сформируют рабочую группу и представят в правительство согласованную программу действий развития гражданского самолетостроения.
- Рабочую группу по моему предложению возглавит руководитель лизинговой компании "Ильюшин финанс" Александр Рубцов, дело сдвинулось с мертвой точки, - добавил вице-премьер.