15.08.2013 11:10
Культура

Столице фонтанов Петергофу исполняется 290 лет

Текст:  Александра Невская
Название "Питергоф" (в переводе с немецкого - "Петров двор") впервые упоминается в "Походном журнале" Петра I в сентябре 1705 года. Тогда судно "Мункер" бросило якорь возле небольшой мызы, расположенной на южном побережье Финского залива.
Читать на сайте RG.RU

Это место Петр выбрал для отдыха во время водных переходов из Петербурга в Кронштадт. Впоследствии именно здесь возникла морская парадная резиденция, которая стала памятником победы России над Швецией в Северной войне (1700-1721 гг.). Петр стал не только основателем, но и первым творцом Петергофа. До наших дней сохранились собственноручные наброски царя и чертежи с его подписью.

Строительство дворца велось под руководством европейских мастеров - И.Браунштейна и Ж.Б.Леблона, после смерти последнего в 1719 г. стройку возглавил Н.Микетти. Открытие загородной резиденции состоялось 15 августа 1723 г. К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы "Монплезир" и "Марли". К середине 20-х годов XVIII в. были разбиты регулярные Верхний сад (15 га) и Нижний парк (102,5 га), построен Большой дворец, создана крупнейшая в мире система фонтанов и водных каскадов и выполнена большая часть скульптурного убранства.

После революции 1917 г. Петергоф превратился в музей. Трагическим испытанием для него стала Великая Отечественная война - город-музей находился под оккупацией. Нижний парк и Верхний сад были разорены и вырублены. Большой дворец нацисты взорвали перед отступлением в 1944 г., взорваны или сожжены были практически и все парковые дворцы, павильоны и фонтаны, включая символ этого музея-заповедника - "Самсон". Зимой 1944 г. петергофского дворцово-паркового комплекса как памятника искусства не существовало. Уже в 1944 году началось его восстановление, которое продолжается до сегодняшнего дня: все, что сегодня можно увидеть в Петергофе, возрождено в буквальном смысле из руин и пепла.

Туристы со всего мира (а здесь их ежегодно бывает более 4 млн), традиционно проходят по каноническому маршруту: от Большого дворца, Большого каскада и "Самсона" к "Монплезиру" и "Марли", осматривают Римские фонтаны и фонтаны-шутихи, водные каскады, резные вольеры… За пределами их внимания, увы, нередко остаются достопримечательности, не менее эстетически привлекательные и исторически значимые. Наш сегодняшний маршрут проложен именно через них.

Дворцы Нижнего парка

Прибыв в Петергоф по воде (от причалов Невы по Финскому заливу), не торопитесь от пристани прямо к фонтанам, пройдитесь по берегу. Ваше внимание привлечет спрятавшийся в листве и окруженный рвом элегантный двухэтажный особняк. Это петергофский Эрмитаж - первый по времени создания из российских "эрмитажей". Он возведен на берегу Финского залива по проекту архитектора И. Браунштейна в 1721-1725 гг. Идея его создания была привезена Петром I из Восточной Пруссии, где самодержец восхитился подобным мини-дворцом. Его название, которое в переводе с французского означает "место уединения", объясняет как назначение дворца, так и его конструктивные особенности. Эрмитаж пользовался небывалой популярностью не только из-за изумительных видов на залив и парк, и даже не благодаря парадному залу, украшенному картинами западноевропейских мастеров XVII-XVIII в. в "шпалерной" развеске. Главный аттракцион Эрмитажа и ныне изумляющий публику - обеденный стол. Уникальность стола на четырнадцать персон заключается в подъемном механизме. При помощи его канатов и блоков опускалась и поднималась средняя часть стола и даже все тарелки.


Эрмитаж. Фото: Государственный музей-заповедник Петергоф peterhofmuseum.ru

В восточной части Нижнего парка расположен Екатерининский корпус - парадный дворец для проведения придворных балов и маскарадов. Хотя построен он Ф.Б. Растрелли в 1747-1759 гг. по приказу императрицы Елизаветы Петровны, название свое получил в честь другой самодержицы - Екатерины II. Именно отсюда в ночь на 28 июня 1762 г. великая княгиня Екатерина Алексеевна тайно отправилась в Петербург, где в результате дворцового переворота была провозглашена императрицей. Уникальные личные вещи императоров напоминают о прежних владельцах дворца - чайный сервиз Екатерины II, бумажник Павла I, табакерка Александра I, пресс, украшенный ядрами с Бородинского поля сражения и др. Но главной достопримечательностью Екатерининского корпуса является знаменитый Русский сервиз, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге и насчитывающий более 4500 предметов.


Екатерининский корпус. Фото: Государственный музей-заповедник Петергоф peterhofmuseum.ru

Понаблюдав за "затеями" петровского Эрмитажа и "мемориями" Екатерининского корпуса, вы обязательно заинтересуетесь подробностями повседневности царского двора. Тогда вам дорога в Банный корпус. Самая ранняя по времени его постройка - "покои для гостей" Петра I, где можно прочитать правила поведения, сочиненные самим императором. К покоям примыкает "баня для кавалеров" с восьмигранным бассейном, в котором устроена водяная забава шар-брызгало. Позднее каменное здание самого корпуса было построено в 1866 г. по проекту архитектора Э.Гана для императрицы Марии Александровны, жены Александра II и приспособлено для принятия различных процедур по модной тогда европейской системе водолечения - этакое спа полуторавековой давности.


Банный корпус. Фото: Государственный музей-заповедник Петергоф peterhofmuseum.ru

Утомились обилия от парадной красоты?

Пожалуйте в Александрию

Парк Александрия назван так по имени своей первой владелицы - императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Cолнце, цветы, тенистые рощи старых дубов, журчание ручья, просторы лугов под сливающимся с заливом бездонным небом - это и есть Александрия, семейное гнездо четырех поколений династии Романовых.

Готическая капелла - любимая домовая церковь Николая I и его семьи - расположена в западной части Александрии. Эта очаровательная жемчужина неоготики возведена в 1830-1834 гг. Капелла, несмотря на лютеранский облик, - православная церковь. Она кажется сделанной из слоновой кости, так филигранно "выточены" стрельчатые порталы, окна-розы с витражами, на фасадах чугунный кружевной орнамент и уникальный декор - 43 фигуры святых из выколотной меди. Восемь легких ажурных башенок церкви увенчаны вызолоченными православными крестами. В сентябре 2006 г. здесь отпевали во время обряда перезахоронения привезенные из Дании останки императрицы Марии Федоровны, матери последнего российского императора Николая II.


Коттедж. Фото: Государственный музей-заповедник Петергоф peterhofmuseum.ru

Спускаясь к заливу, зайдите в Коттедж - памятник эпохи романтизма, любимую летную обитель семейства императора Николая I. Она находится в восточной части Александрии. Построенный в стиле английской готики в 1826-1829 гг., дом поражает своими легкими ажурными фасадами, украшенными чугунными аркадами с цветами, стрельчатыми ограждениями балконов и террас - замечательными образцами петербургского художественного литья 1-й трети ХIХ в. В романтическом средневековом стиле выполнены и предметы из фарфора, цветного стекла, бронзы в интерьерах дворца. Он интересен и уникальными семейными реликвиями, хранящими память о своих владельцах: не пропустите, например, вмонтированный в стену вестибюля Коттеджа камень с надписью и вензелем турецкого султана, привезенный Николаем I из Варны, в штурме которой он принимал участие.

За оградой

Попрощавшись с парками и выйдя в сам город Петергоф, вы отнюдь не расстанетесь с имперскими достопримечательностями. Перейдя шоссе у Петропавловского собора в неорусском стиле, вы попадете в Колонистский парк. Обязательно зайдите в его павильоны.

Царицын павильон построен в 1842-1844 гг. по проекту архитектора А.И.Штакеншнейдера. Созданный для Александры Федоровны, супруги императора Николая I, Царицын павильон напоминает виллы древних Помпей. Центральное место в павильоне занимает атриум. Комнаты украшены росписью в подражание древней фресковой живописи. Стилизованная под античную мебель, обилие скульптуры, фонтан с живыми цветами, мозаичные полы - все это создает образ дома древнего италийца и дает возможность посетителю перенестись в помпейскую эпоху. Мраморные скульптуры и скамьи, фонтаны, теплолюбивые растения в кадках, живописные "Руины" и "Хрустальная" колонна, розы старинных сортов и множество других цветов создают романтическую атмосферу.

Ольгин павильон, построенный в 1846-1848 гг. также по проекту А.И.Штакеншнейдера  - подарок императорской четы дочери Ольге к ее свадьбе. Лестница-пристань, балконы над гладью пруда, смотровая площадка бельведера соединяют комнаты павильона с окружающим пространством парка, делая павильон открытым свету и воздуху. Строгое архитектурное решение оживлено скульптурным убранством: бюстами в нишах фасадов и на консолях второго этажа, барельефами, стоками для дождевой воды в виде фантастических животных. Ансамбль создан как зримое воспоминание о Палермо, где в 1845 г. состоялась помолвка Великой княгини с наследным принцем Карлом Вюртембергским.


Ольгин павильон. Фото: Государственный музей-заповедник Петергоф peterhofmuseum.ru

...Петергоф неисчерпаем, и с ним невозможно проститься, можно лишь сказать ему "до свидания". И - с Днем рождения!

Музеи и памятники Санкт-Петербург Северо-Запад