Это место Петр выбрал для отдыха во время водных переходов из Петербурга в Кронштадт. Впоследствии именно здесь возникла морская парадная резиденция, которая стала памятником победы России над Швецией в Северной войне (1700-1721 гг.). Петр стал не только основателем, но и первым творцом Петергофа. До наших дней сохранились собственноручные наброски царя и чертежи с его подписью.
Строительство дворца велось под руководством европейских мастеров - И.Браунштейна и Ж.Б.Леблона, после смерти последнего в 1719 г. стройку возглавил Н.Микетти. Открытие загородной резиденции состоялось 15 августа 1723 г. К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы "Монплезир" и "Марли". К середине 20-х годов XVIII в. были разбиты регулярные Верхний сад (15 га) и Нижний парк (102,5 га), построен Большой дворец, создана крупнейшая в мире система фонтанов и водных каскадов и выполнена большая часть скульптурного убранства.
После революции 1917 г. Петергоф превратился в музей. Трагическим испытанием для него стала Великая Отечественная война - город-музей находился под оккупацией. Нижний парк и Верхний сад были разорены и вырублены. Большой дворец нацисты взорвали перед отступлением в 1944 г., взорваны или сожжены были практически и все парковые дворцы, павильоны и фонтаны, включая символ этого музея-заповедника - "Самсон". Зимой 1944 г. петергофского дворцово-паркового комплекса как памятника искусства не существовало. Уже в 1944 году началось его восстановление, которое продолжается до сегодняшнего дня: все, что сегодня можно увидеть в Петергофе, возрождено в буквальном смысле из руин и пепла.
Туристы со всего мира (а здесь их ежегодно бывает более 4 млн), традиционно проходят по каноническому маршруту: от Большого дворца, Большого каскада и "Самсона" к "Монплезиру" и "Марли", осматривают Римские фонтаны и фонтаны-шутихи, водные каскады, резные вольеры… За пределами их внимания, увы, нередко остаются достопримечательности, не менее эстетически привлекательные и исторически значимые. Наш сегодняшний маршрут проложен именно через них.
Дворцы Нижнего парка
Прибыв в Петергоф по воде (от причалов Невы по Финскому заливу), не торопитесь от пристани прямо к фонтанам, пройдитесь по берегу. Ваше внимание привлечет спрятавшийся в листве и окруженный рвом элегантный двухэтажный особняк. Это петергофский Эрмитаж - первый по времени создания из российских "эрмитажей". Он возведен на берегу Финского залива по проекту архитектора И. Браунштейна в 1721-1725 гг. Идея его создания была привезена Петром I из Восточной Пруссии, где самодержец восхитился подобным мини-дворцом. Его название, которое в переводе с французского означает "место уединения", объясняет как назначение дворца, так и его конструктивные особенности. Эрмитаж пользовался небывалой популярностью не только из-за изумительных видов на залив и парк, и даже не благодаря парадному залу, украшенному картинами западноевропейских мастеров XVII-XVIII в. в "шпалерной" развеске. Главный аттракцион Эрмитажа и ныне изумляющий публику - обеденный стол. Уникальность стола на четырнадцать персон заключается в подъемном механизме. При помощи его канатов и блоков опускалась и поднималась средняя часть стола и даже все тарелки.
Эрмитаж. Фото: Государственный музей-заповедник Петергоф peterhofmuseum.ru
В восточной части Нижнего парка расположен Екатерининский корпус - парадный дворец для проведения придворных балов и маскарадов. Хотя построен он Ф.Б. Растрелли в 1747-1759 гг. по приказу императрицы Елизаветы Петровны, название свое получил в честь другой самодержицы - Екатерины II. Именно отсюда в ночь на 28 июня 1762 г. великая княгиня Екатерина Алексеевна тайно отправилась в Петербург, где в результате дворцового переворота была провозглашена императрицей. Уникальные личные вещи императоров напоминают о прежних владельцах дворца - чайный сервиз Екатерины II, бумажник Павла I, табакерка Александра I, пресс, украшенный ядрами с Бородинского поля сражения и др. Но главной достопримечательностью Екатерининского корпуса является знаменитый Русский сервиз, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге и насчитывающий более 4500 предметов.
Екатерининский корпус. Фото: Государственный музей-заповедник Петергоф peterhofmuseum.ru
Понаблюдав за "затеями" петровского Эрмитажа и "мемориями" Екатерининского корпуса, вы обязательно заинтересуетесь подробностями повседневности царского двора. Тогда вам дорога в Банный корпус. Самая ранняя по времени его постройка - "покои для гостей" Петра I, где можно прочитать правила поведения, сочиненные самим императором. К покоям примыкает "баня для кавалеров" с восьмигранным бассейном, в котором устроена водяная забава шар-брызгало. Позднее каменное здание самого корпуса было построено в 1866 г. по проекту архитектора Э.Гана для императрицы Марии Александровны, жены Александра II и приспособлено для принятия различных процедур по модной тогда европейской системе водолечения - этакое спа полуторавековой давности.
Банный корпус. Фото: Государственный музей-заповедник Петергоф peterhofmuseum.ru
Утомились обилия от парадной красоты?
Пожалуйте в Александрию
Парк Александрия назван так по имени своей первой владелицы - императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Cолнце, цветы, тенистые рощи старых дубов, журчание ручья, просторы лугов под сливающимся с заливом бездонным небом - это и есть Александрия, семейное гнездо четырех поколений династии Романовых.
Готическая капелла - любимая домовая церковь Николая I и его семьи - расположена в западной части Александрии. Эта очаровательная жемчужина неоготики возведена в 1830-1834 гг. Капелла, несмотря на лютеранский облик, - православная церковь. Она кажется сделанной из слоновой кости, так филигранно "выточены" стрельчатые порталы, окна-розы с витражами, на фасадах чугунный кружевной орнамент и уникальный декор - 43 фигуры святых из выколотной меди. Восемь легких ажурных башенок церкви увенчаны вызолоченными православными крестами. В сентябре 2006 г. здесь отпевали во время обряда перезахоронения привезенные из Дании останки императрицы Марии Федоровны, матери последнего российского императора Николая II.
Коттедж. Фото: Государственный музей-заповедник Петергоф peterhofmuseum.ru
Спускаясь к заливу, зайдите в Коттедж - памятник эпохи романтизма, любимую летную обитель семейства императора Николая I. Она находится в восточной части Александрии. Построенный в стиле английской готики в 1826-1829 гг., дом поражает своими легкими ажурными фасадами, украшенными чугунными аркадами с цветами, стрельчатыми ограждениями балконов и террас - замечательными образцами петербургского художественного литья 1-й трети ХIХ в. В романтическом средневековом стиле выполнены и предметы из фарфора, цветного стекла, бронзы в интерьерах дворца. Он интересен и уникальными семейными реликвиями, хранящими память о своих владельцах: не пропустите, например, вмонтированный в стену вестибюля Коттеджа камень с надписью и вензелем турецкого султана, привезенный Николаем I из Варны, в штурме которой он принимал участие.
За оградой
Попрощавшись с парками и выйдя в сам город Петергоф, вы отнюдь не расстанетесь с имперскими достопримечательностями. Перейдя шоссе у Петропавловского собора в неорусском стиле, вы попадете в Колонистский парк. Обязательно зайдите в его павильоны.
Царицын павильон построен в 1842-1844 гг. по проекту архитектора А.И.Штакеншнейдера. Созданный для Александры Федоровны, супруги императора Николая I, Царицын павильон напоминает виллы древних Помпей. Центральное место в павильоне занимает атриум. Комнаты украшены росписью в подражание древней фресковой живописи. Стилизованная под античную мебель, обилие скульптуры, фонтан с живыми цветами, мозаичные полы - все это создает образ дома древнего италийца и дает возможность посетителю перенестись в помпейскую эпоху. Мраморные скульптуры и скамьи, фонтаны, теплолюбивые растения в кадках, живописные "Руины" и "Хрустальная" колонна, розы старинных сортов и множество других цветов создают романтическую атмосферу.
Ольгин павильон, построенный в 1846-1848 гг. также по проекту А.И.Штакеншнейдера - подарок императорской четы дочери Ольге к ее свадьбе. Лестница-пристань, балконы над гладью пруда, смотровая площадка бельведера соединяют комнаты павильона с окружающим пространством парка, делая павильон открытым свету и воздуху. Строгое архитектурное решение оживлено скульптурным убранством: бюстами в нишах фасадов и на консолях второго этажа, барельефами, стоками для дождевой воды в виде фантастических животных. Ансамбль создан как зримое воспоминание о Палермо, где в 1845 г. состоялась помолвка Великой княгини с наследным принцем Карлом Вюртембергским.
Ольгин павильон. Фото: Государственный музей-заповедник Петергоф peterhofmuseum.ru
...Петергоф неисчерпаем, и с ним невозможно проститься, можно лишь сказать ему "до свидания". И - с Днем рождения!