Пообщавшись с некоторыми коллекционерами-нижегородцами, корреспондент "РГ" выяснила: оказалось, что не так трудно собрать уникальные предметы, как найти для них достойное пространство. Вот несколько примеров.
Кукольное царство в стенке
Главный художник Нижегородского театра "Комедiя" Владимир Дубровский собрал уникальную коллекцию кукол в национальных костюмах. Более 200 экспонатов, по которым можно изучать и историю национального костюма, и обычаи народов всего земного шара, расставлены на стеллажах в квартире коллекционера.
У Владимира Дубровского хобби тесно связано с работой.
- Прихожу я в бутафорский цех и начинаю нудно зачитывать, какой должна быть юбка, каким фартук. Скучно и не всегда понятно, - говорит Владимир Георгиевич. - А если показать куклу, то это и нагляднее, и приятнее. Начиналось все с русских народных нарядов. Вот, к примеру, московский народный костюм: в нем преобладают красные и алые цвета. А самые красивые из русских нарядов - наши нижегородские и архангельские. В фильмах, спектаклях, а особенно в сказках актеров чаще всего стараются одеть именно в эти удивительные по красоте костюмы.
В квартире Владимира Дубровского "живут" куколки в национальных нарядах со всего света - от жаркой Африки до холодной Чукотки. Размер у квартиранток разный, есть куколки-крохотульки не больше спичечного коробка, есть великаны ростом в полметра.
И вот тут возникает мучающий почти всех коллекционеров вопрос - где все это богатство размещать. Владимир Дубровский живет в обычной типовой квартире, "брежневке", отдельного помещения, в котором можно было бы поселить коллекцию, нет.
На семейном совете решили, что большой шкаф во всю стену отдают куклам. Владимир Дубровский рад, что его увлечение вызывает у домашних уважение.
- Но статус моей коллекции уже требует, чтобы экспонаты размещались более профессионально, - уверен Владимир Дубровский. - У меня на стеллажах много уникальных кукол.
На отдельной полочке в шкафу стоят обрядовая алтайская кукла, изготовленная местным шаманом, и редкая нганасанская игрушка.
- Таких даже в справочниках по национальному костюму не найти, - с гордостью говорит Владимир Дубровский. - Да и о том, что есть такая народность в Забайкалье - нганасаны - в курсе, в основном, только этнографы.
Владимир Дубровский о куклах и национальных костюмах изучил, наверное, почти все, но сокрушается, что знаний о том, как все должно быть расставлено в профессиональной коллекции, ему не хватает. Так же как и места для того, чтобы достойно расположить все экспонаты.
Дом для самовара
О проблеме размещения своей коллекции самоваров упоминает и Николай Поляков, много лет возглавлявший региональную налоговую инспекцию. В его частной коллекции насчитывается несколько сотен экземпляров, включая пятиведерный трактирный, а также самовары "репка", "банка", "желудь", "рюмка", "шар", "ваза", "солдат" и другие.
В городской квартире коллекционера самовары занимали все больше и больше места, и Николай Поляков нашел выход.
Именно частная коллекция самоваров и чайных принадлежностей Николая Полякова стала основой экспозиции музея самоваров в Городце Нижегородской области.
- Конечно, моя коллекция гораздо больше тульской - в тульском музее всего 156 самоваров, - говорит Николай Поляков. - И там представлены только местные самовары, а ведь их производили по всей России. Мы, когда открывали музей в Городце, специально выставили в два раза больше. В общей сложности у меня 700 самоваров, а всего чайных предметов около тысячи.
Теперь самовары из частной коллекции Николая Полякова, среди которых много уникальных, вольготно расположились в городецком музее: каждый можно рассмотреть со всех сторон и прочитать, что это за изделие и какая у него история. Ведь в старину на Руси самовары использовали еще и как некий тайный знак: к примеру, если человек просил на стол самовар "эгоист" емкостью всего 100 граммов, то это означало, что чаевника не стоит беспокоить, он хочет побыть в одиночестве.
Станковая летопись
Нижегородский инженер Вячеслав Хуртин за 15 лет собрал около двух тысяч старинных механизмов, выпущенных в XVIII-XX веках. Чего здесь только нет: от башенных часов и деревянного механического музыкального органа до зубосверлильной машины XIX века, которая работала при помощи ножного привода. Все оборудование, что называется, на ходу - хоть сейчас запускай.
Станки занимают больше места, чем куклы и самовары, поэтому Вячеслав Хуртин все экспонаты разместил в гараже.
- Иногда я выставляю свою коллекцию, были предложения ее продать, - говорит Вячеслав Хуртин. - Но я патриот Нижнего Новгорода, надеюсь, что со временем у нас откроется музей инструмента - и моя коллекция станет частью его экспозиции.
Кстати
О том, как грамотно формировать коллекции, хранить и демонстрировать собранное, "РГ-Неделя" расскажет в одном из ближайших номеров. А пока напоминаем, что по-прежнему ждем от наших читателей рассказы о необычных коллекциях. Свои небольшие эссе и, если возможно, фотографии экспонатов (до 10 штук) присылайте по адресу: rg@rg.nnov.ru. О самых интересных коллекциях (с точки зрения сотрудников "РГ") газета расскажет на своих страницах.
"Российская газета", филиал г. Нижний Новгород: ул. Варварская, 32. Тел. (831) 216-05-95.