15.08.2013 00:00

Эксперт: Половина российского табачного рынка может уйти в "тень"

Из-за резкого роста акцизов в налоговый сумрак может уйти половина российского рынка
Текст:  Юрий Терехов
Российская газета - Федеральный выпуск: №179 (6155)
Нелегальная торговля табачной продукцией в России пока не превышает 2 процентов рынка, однако еще год назад этот показатель был вдвое меньше. Резкий всплеск нелегальных продаж - первый сигнал для властей задуматься о дальнейшем развитии акцизной стратегии и координации действий с партнерами по Таможенному союзу, считает глава Международного центра по налогам и инвестициям (ITIC) Дэниел Витт.
Читать на сайте RG.RU

Вам не кажется, что 1 или 2 процента - звучит как статистическая погрешность?

Дэниел Витт: Если принимать во внимание всю территорию России, тогда действительно это пока не существенная разница. Однако в данном случае речь идет о приграничных регионах с Белоруссией и Казахстаном, где объем нелегальной торговли уже достигает 15 процентов. Мы видим вполне конкретную динамику, которая оказывает влияние на общие показатели. Интервенция нелегальной торговли в глубь России - это вопрос времени, особенно если ничего не делать и просто повышать акцизы до бесконечности.

А ВОЗ с Минздравом России как раз убеждены в обратном. По их мнению, акцизы растут очень медленно, их нужно повысить в семь раз, чтобы цена пачки сигарет была не менее 220 рублей.

Дэниел Витт: За прошедшие 5 лет табачные акцизы в России выросли на 426 процентов. В следующем году запланирован рост акцизов еще на 42%. На сегодняшний день это самый высокий темп увеличения ставок акцизов в мире. Если повышать еще сильнее, это приведет к акцизному шоку. Стоимость сигарет станет запредельной для большинства покупателей, но это вовсе не означает, что они перестанут курить. Этим быстро воспользуются незаконные торговцы, у которых можно будет легко купить гораздо дешевле.

Год назад мы с Oxford Economics посчитали, что при повышении акциза в среднем на 40% в год, к 2018 году 35% сигарет в России будет продаваться нелегально. Сценарий ВОЗ мы пока только просчитываем, но уже сейчас можно смело говорить, что в тень уйдет около 50% рынка. Акцизный шок создаст предпосылки для приобретения половины всех сигарет, выкуриваемых в России, из нелегальных источников. Это приведет к возникновению колоссальных проблем для таможенных, налоговых органов и служб правопорядка, росту государственных расходов на обслуживание этой проблемы. Европа этот путь уже прошла: Германия, Великобритания, Ирландия, Франция и многие другие страны признали ошибочность необдуманной налоговой политики. Во всех этих странах в разное время из-за резкого роста акцизов вырос нелегальный рынок. Россия еще может избежать чужих ошибок, хотя в данном случае одной приверженности к сбалансированному росту недостаточно.

Вы имеет в виду дисбаланс цен в Таможенном союзе?

Дэниел Витт: Да. Важно координировать действия со странами-партнерами. Акцизный дисбаланс внутри Таможенного союза создает большую экономическую угрозу для всех трех стран. Координация в регулировании косвенных налогов, а также эффективное введение верхнего и нижнего пределов налогообложения (или диапазона ставок) позволит странам-участницам сократить различия в налоговых ставках и тем самым ослабить стимулы для незаконной торговли. Нужно принимать во внимание экономические условия в каждой из стран Таможенного союза и ценовую доступность подакцизных товаров. Это единственный путь к гармонизации и защите всех трех стран от криминализации табачного рынка. В противном случае произойдет резкое падение легального табачного рынка и собираемости налогов внутри всего сообщества.

Почему ВОЗ предлагает России именно европейские ставки акциза - 90 евро за тысячу сигарет?

Дэниел Витт: Службы здравоохранения исходят из позиции, что любой рост цен на табачные изделия приведет к снижению курения. Минимальная ставка акциза в ЕС - это ориентир, на который удобно ссылаться, но при этом не учитывается разница в доходах населения России и Евросоюза. При определении политики налогообложения ни в коем случае нельзя забывать о фундаментальных законах экономики и человеческого поведения. Если акциз делает товары с низкой эластичностью спроса (табачные изделия, алкоголь, пиво, бензин) недоступными по цене для среднестатистического потребителя, у него возникнет соблазн пойти к нелегальным продавцам. Факторы, определяющие ценовую доступность подакцизных товаров, в каждой стране свои - они зависят от размера ВВП на душу населения и среднемесячной заработной платы. Поэтому крайне важен налоговый суверенитет страны. Разумеется, следует принимать в расчет особенности акцизной политики и размер ставок акциза у стран-соседей. Гармонизации акцизов можно достичь без ущерба для налогового суверенитета отдельных стран. А непродуманное введение искусственных целевых показателей, не учитывающих условий конкретной страны, уже неоднократно приводило к лавинообразному росту незаконной торговли, как например, в новых странах - членах ЕС: Латвии, Литве, Польше, Болгарии и Румынии, где "черный рынок" вырос в десятки раз буквально за 3-4 года.

Какая из стран, на ваш взгляд, может быть ориентиром в области акцизной стратегии?

Дэниел Витт: До недавних пор хорошим примером была сама Россия - с 2008 по 2011 год налоги ежегодно повышались в среднем на 33%. Такой взвешенный подход позволил стране избежать акцизного шока и способствовал достижению всех трех целей, поставленных государством: выросли поступления в бюджет, отсутствовала незаконная торговля и начал снижаться уровень курения.

Политика постепенного повышения акцизов также проводилась в Италии и Японии, и в этих странах не наблюдалось снижения поступлений доходов, роста числа курящих или всплеска незаконной торговли. Исключить акцизный шок для всех стран Таможенного союза позволил бы семилетний горизонт плана действий по координации акцизной политики. Этот план сейчас предлагает Евразийская экономическая комиссия, он позволит всем трем странам повышать акцизы постепенно, увеличивая поступления в бюджет и не создавая стимулов для контрабанды.

Справка

Дэниел Витт (DANIEL A. WITT) - президент Международного центра по налогам и инвестициям (ITIC), созданного в сентябре 1993 года. Задача ITIC - выработка рекомендаций по преодолению барьеров на пути к созданию эффективной налоговой системы, развитию торговли и привлечению инвестиций в страны с переходной экономикой. До прихода в ITIC Витт работал исполнительным директором Налогового фонда (TaxFoundation), был вице-президентом и директором инициативной группы "Гражданское движение за здоровую экономику" (Вашингтон) и выступал в качестве консультанта Комиссии по приватизации при президенте США Рональде Рейгане. Дэниел Витт - один из основателей Азиатского налогового форума, где ежегодно собираются руководители налоговых органов, эксперты и представители бизнеса из 18 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Г-н Витт получил степень бакалавра делового администрирования по специализации "Государственное управление" и степень MBA в области финансового управления в университете штата Мичиган США. Почетный профессор экономики в Казахской государственной академии управления, вице-председатель попечительского совета фонда "Евразия", член совета директоров Фонда Государственного Эрмитажа (Россия).

Цифры и факты

США

Нелегальная торговля табаком порождает большие социальные угрозы, предупреждают исследователи из университета Огайо. Резкое повышение налогов бьет по бедным слоям населения и усиливает риски их участия в криминальной торговле сигаретами. В США около 31% людей, живущих за чертой бедности, - курильщики. На уровне среднего класса этот показатель равен 19,4%. Малообеспеченные курильщики курят больше и тратят на сигареты около 25% своего дохода, более обеспеченные - всего около 2%. Фактически налоговое бремя на бедные слои населения, выраженное как процентная доля от их дохода, будет почти в 12 раз выше. Агрессивная налоговая политика создает среду, в которой люди с низкими доходами и базовым образованием охотно начнут участвовать не только в потреблении, но и в процессе нелегальной торговли табачными изделиями.

Рост нелегальной торговли табаком наблюдается в штатах США с высокими ставками акцизов. Один из ярких примеров - Нью-Йорк, где самая высокая ставка акциза в США, - 4,35 доллара на пачку, при этом около 60% сигарет в штате продается нелегально. В 2011 году потери бюджета штата от нелегальной торговли табаком оценивались в 1,8 миллиарда долларов. В марте 2013 года рейтинговое агентство Fitch опубликовало прогноз о непредсказуемых темпах снижения табачных акцизных поступлений в бюджет штата Нью-Джерси из-за постоянного и значительного повышения ставок налога.

Латвия

Следуя требованию Евросоюза, Латвия с 2002 по 2010 год увеличила ставки акцизов на табачные изделия в 6,4 раза - до 64 евро за 1000 сигарет. Когда размер акциза достиг 50 евро, сборы в бюджет начали стремительно падать на фоне резкого роста объемов нелегальной торговли. Сегодня Латвия находится на первом месте в Евросоюзе по контрабанде сигарет, которая достигает 60% оборота табачной продукции. Уровень курения среди взрослых в стране не снижается, но стремительно растет подростковое курение: по данным ESPAD, в 2011 году в Латвии курили 43% несовершеннолетних.

Япония

Японский подход отличался умеренным повышением акцизов на табак. С 1999 по 2012 год ставка акциза выросла на 78 процентов - до 2,58 доллара на пачку сигарет. Поступления в бюджет от табачных акцизов при этом выросли на 12%, уровень курения снизился к 2012 году до 21% по сравнению с 34% - в 1999 году. Нелегальной торговли в стране практически нет.

Россия

С 2007 по 2011 год ставки акциза повышались в среднем на 33% в год. Поступления в бюджет от табачного акциза за этот период выросли почти втрое, с 49 до 141 миллиарда рублей. Уровень подросткового курения к 2011 году снизился в 1,5 раза по сравнению с 1999 годом. Нелегальный рынок табака отсутствовал.