15.08.2013 00:41
Экономика

Открытое правительство придумало способ притормозить рост тарифов

Открытое правительство придумало, как притормозить рост тарифов
Текст:  Василий Миронов Тарас Фомченков
Российская газета - Федеральный выпуск: №179 (6155)
Открытое правительство подготовило систему контроля над расходами естественных монополий. По задумке, это поможет им не ввязываться в невыгодные проекты. А в итоге будет лучше контролироваться и рост тарифов.
Читать на сайте RG.RU

Концепция системы контроля будет передана в правительство сегодня. Планируется, что согласование нюансов займет у Белого дома не более месяца, потом поправки в федеральное законодательство передадут в Госдуму, рассказал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Система общественного контроля должна полноценно заработать с 1 января 2014 года. Но уже с ноября, судя по дорожной карте внедрения системы, естественные монополии должны будут выкладывать информацию о планах своих расходов на портале госуслуг. Причем выкладывать придется как целые инвестиционные программы, так и сведения о конкретных проектах.

Таким образом, фактически каждый, кому интересно, на что идут его налоги, сможет "заглянуть в карман" госкомпании. "За исключительное положение на рынке придется расплачиваться раскрытием информации", - объясняет Михаил Абызов. Общественный контроль нужен, потому что, как правило, именно монополии настаивают обычно на увеличении тарифов, объясняя это необходимостью наращивания инвестиций.

Уже понятно, как примерно будет выглядеть новая система. При совете директоров каждой из выбранных для начала проекта 8 госмонополий - ОАО "Россетти", ОАО "РЖД", ОАО "Транснефть", ОАО "Газпром", ФГУП "Почта России", ОАО "Ростелеком", ФГУП "Росморпорт" и ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" - появится инвестиционный комитет. В него войдут в том числе эксперты из отраслевых советов потребителей. Последние будут заниматься постоянным мониторингом проектов организаций, к которым будут "прикреплены". И будут иметь право выносить спорные инвестпроекты на правительственные комиссии, где те могут быть пересмотрены.

По словам Абызова, только для того, чтобы госкомпании смогли раскрывать коммерческую информацию, придется изменить три федеральных закона. Также необходимо будет принять множество новых регламентов и стандартов, включая стандарты отчетности госучреждений. Кроме того, для того, чтобы механизм заработал, придется создать порядка семи новых общественных институтов.

Главный принцип общественного контроля в том, чтобы информация об инвестиционных проектах была открыта для населения, соглашается замдиректора Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов. "Не все инвестиционные проекты могут оказаться эффективными, - объясняет он. - А если данные о проектах станут доступны общественности, их реализация будет проходит практически под флагом персональной ответственности за вложенные деньги. И этот опыт может оказаться полезным".

Открытость полезна, продолжает директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев. Но вряд ли благодаря общественному контролю над инвестпрограммами монополистов можно замедлить рост тарифов, сомневается он. Контроль над исполнением инвестиционных программ ведет на профессиональном уровне минэнерго, и обычно этого вполне достаточно. Общественность, с одной стороны, может недостаточно разобраться в подготовленных представителями монополистов расчетами. А с другой - если инвестпрограмма будет раскритикована, то в следующем году получить деньги на новые задумки будет еще сложнее. В результате реально необходимые для населения проекты могут быть не реализованы, опасается Бушуев. Наиболее подходящим способом контроля со стороны населения может быть другой путь, говорит эксперт: "В США, например, потребители в той или иной степени являются акционерами энергетических компаний и соответственно могут в определенной мере влиять на их инвестиционную политику".

ЖКХ