Напомним, 6 июля 2013 года около кафе "Золотая бочка", расположенного в городе Пугачеве, между двумя молодыми людьми, один из которых был местный, а другой с Кавказа, произошла ссора, переросшая в драку. От полученных колото-резаных ранений первый из ее участников скончался. После этого жители Пугачева вышли на улицы. Начались массовые стихийные выступления. Люди требовали выселить всех кавказцев из города, несколько раз перекрывали федеральную трассу Волгоград-Самара в знак протеста против "пришлых чеченцев, терроризирующих и убивающих местных граждан". Сейчас следователи и криминалисты исследуют обстоятельства убийства, его мотивы, а также причины, заставившие местных жителей прибегнуть к крайним способам проявления гражданского недовольства. Полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич сообщил журналистам: "Мы с жителями Пугачева договорились, что в конце сентября встретимся и подведем итог той работы, которая была проведена правоохранительными органами, чтобы подобные случаи были из практики исключены".
Исключить подобные случаи из практики невозможно. Столкновения между "местными" и "приезжими" будут случаться и впредь. Подобные конфликты имеют в России широкую географию. Невинномысск, 2011 г.: в драке с чеченцами погиб местный житель. Поселок Демьяново Кировской области, 2012 г.: коренные жители подрались с дагестанцами. Поселок Сагра Свердловской области, 2011 г.: произошли массовые столкновения местных жителей с азербайджанцами. Москва, 2010 г.: случились массовые беспорядки на Манежной площади, поводом к которым стало убийство футбольного болельщика Егора Свиридова выходцем с Кавказа.
Большинство подобных столкновений (случай в Пугачеве не стал исключением) официально трактуются как бытовые. Теперь вот в Госдуме готовится к рассмотрению законопроект, возлагающий ответственность за национальный мир на региональные и муниципальные власти. Региональным парламентам вменяется в обязанность принимать законодательные акты, "направленные на соблюдение, реализацию и защиту равенства прав и свобод граждан независимо от расы, национальности, языка и вероисповедания". Кроме того, местные власти должны будут помогать "социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов". Мэры городов, на территории которых произошли межнациональные конфликты, могут быть отправлены в отставку.
Значит, теперь под страхом увольнения местные власти будут заниматься не профилактикой межнациональных конфликтов, а сокрытием их? Такое действительно не исключается. Но злокачественная прямота в оценке подобных конфликтов чревата их эскалацией. Мгновенная готовность исследовать национальный состав участников уличной потасовки ни к чему хорошему, как правило, не приводит, а только накаляет отношения. Они накаляются в обществе, где немало противоречий, в том числе, например, и двадцатикратный разрыв между 10 процентами самых бедных и 10 процентами самых обеспеченных. Известный режиссер, литовец, ныне возглавляющий один из московских академических театров, сказал: "В России две нации - нация богатых и нация бедных". И если так, то проблема не столько в том, как добиться согласия между "коренными" и "некоренными" жителями, а в том, как создать в стране общественный климат, при котором недовольство условиями жизни не выражалось бы в межэтнических столкновениях.
Не прекращаются попытки в законодательном порядке отрегулировать освещение в СМИ конфликтов, участниками которых стали люди разных национальностей. В частности, предлагается запретить журналистам указывать национальность преступника. Чем продиктовано такое предложение (а оно исходит от депутатов), можно понять. Ксенофобские настроения иногда действительно провоцируются средствами массовой информации, тогда как кодексы журналистского поведения, принятые во многих странах, велят представителям СМИ "избегать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических и иных взглядов, национального и социального происхождения". Но это именно кодексы, а не законы. Ограничься депутаты призывом проявлять деликатность в освещении конфликтов, участниками которых по стечению обстоятельств стали люди разных национальностей, - кто бы стал спорить. Но мы видим стремление норму профессиональной этики сделать нормой закона. Если это произойдет, пресса тотчас окажется на крючке. Всегда найдется повод истолковать эту норму вольно и широко. Не будет недостатка и в желающих прибегнуть к подобному толкованию.
Согласно опросам фонда "Общественное мнение", 31 процент респондентов хотят узнавать национальность преступников из сообщений СМИ, а 35 процентов выступают против. При этом 53 процента опрошенных полагают, что доля преступников примерно одинакова среди представителей всех национальностей.
Указывать в СМИ национальность преступника и его жертвы нужно, пожалуй, в единственном случае - если без этого невозможно понять суть происшествия. Если же просто где-то вспыхнула пьяная драка, от выяснений, кто из ее участников "местный", а кто "приезжий", лучше воздержаться. Тем более в обществе, страдающем ксенофобией.