19.08.2013 00:59
Власть

Вступает в силу запрет на иностранные банковские счета для чиновников

Час пробил: должность или счет за рубежом
Текст:  Елена Домчева
Российская газета - Федеральный выпуск: №182 (6158)
Вчера был последний день, когда российские чиновники, депутаты и парламентарии могли избавиться от зарубежных счетов и активов. Кто не захотел это сделать или не успел, теперь должен по собственному желанию уйти со службы или быть уволенным в связи с утратой доверия.
Читать на сайте RG.RU

Накануне стало известно, что свой пост покинул представитель Ямало-Ненецкого автономного округа в Совете Федерации Дмитрий Ананьев. Сенатор объяснил свое решение личными мотивами, однако некоторые эксперты предположили, что его уход связан именно с принятием данного закона.

Напомним, что госслужащим давали три месяца, чтобы они выбрали работу во власти или зарубежные счета. Это потребовал закон, запрещающий хранить деньги за границей. Новые правила были введены в целях обеспечения национальной безопасности и расширения инвестирования средств в национальную экономику.

Новые правила распространяются на лиц, "принимающих по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации".

Попросту говоря, если чиновник или депутат хранит ценности за рубежом, иностранцам на него проще надавить в решении каких-то вопросов, пояснил "Российской газете" президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Сейчас во многих странах банковской тайны фактически нет, и спецслужбы в основном обладают информацией о счетах иностранцев. Но прежде всего, продолжает Аксаков, важен моральный аспект: "Если человек хранит деньги за рубежом, возникает вопрос о том, насколько его интересы близки интересам государства, которому он должен служить".

"Закон должен снять раздражение в обществе, когда значительная часть населения относится к элите как к чужакам, - продолжил доцент кафедры теории и практики госуправления НИУ "Высшая школа экономики" Павел Кудюкин. - Общая линия - провести национализацию элит, перетащить ее интересы внутрь страны".

Запрет, правда, можно обойти, признает Анатолий Аксаков. Например, открывать счета в офшорах на номинальных держателей. "Самое сложное в реализации закона - отслеживание самого факта владения иностранными счетами, - говорит Кудюкин. - Вопрос в том, насколько хватит политической воли добиться от иностранных банков предоставления данных о российских владельцах счетов". Но возможностей скрыться даже в офшорах становится все меньше. Американские и немецкие власти уже сумели добиться от швейцарских банков раскрытия данных о клиентах из своих стран, напоминает Кудюкин. И наверняка желающих обойти запрет будет немного. Слишком велики репутационные риски. "В современном мире, где информация становится все более открытой, гарантий, что сведения о счетах не всплывут, очень мало. Степень прозрачности жизни увеличивается, и с этим приходится считаться", - говорит Кудюкин.

Подсчитать, сколько именно человек попадает под действие закона, сложно. И тем более никто не может назвать количество зарубежных счетов, открытых чиновниками и депутатами. Сейчас в России только гражданских государственных и муниципальных служащих - 1,7 миллиона человек, уточняет он.

Это не значит, что у всех есть счета за границей или реальная возможность их завести, поясняет Кудюкин. Значительная часть чиновничества работают в территориальных управлениях, их доходы не столь велики, чтобы вывозить средства за рубеж. Что касается тех, у кого такая возможность была, то многие открывали счета за границей "на всякий случай", больше доверяя зарубежной, а не отечественной финансовой системе, предполагает Аксаков. Это, конечно, если не считать тех случаев, когда за рубеж выводились коррупционные деньги. Теперь у госслужащих будет больше реальных стимулов содействовать тому, чтобы отечественный инвестиционный климат, устойчивость финансовых институтов соответствовали более высоким стандартам, надеется Анатолий Аксаков.

"Очень важно, чтобы интересы национальной элиты не формировались стратегическими конкурентами. Очень важно, чтобы те люди, которые принимают решения в пользу развития страны, не были зависимы от интересов других стран", - заявляла ранее депутат Госдумы Ирина Яровая.

Надо отметить, что многие чиновники и сенаторы уже отказались от своих должностей. И это, как утверждают некоторые эксперты, связано именно с иностранными счетами. В одной только Госдуме сведения о зарубежных активах предоставили более сорока человек. Правда, сколько из них решили покинуть палату, пока неизвестно. Кстати, иметь домик, участок земли или квартиру в ближнем и дальнем зарубежье чиновникам, сенаторам и депутатам не возбраняется. Но нужно внести ее в декларацию и объяснить, откуда взялись деньги на их приобретение.

Внутренняя политика