Вместе с моими коллегами - питерским режиссером-документалистом Эдгаром Бартеневым и моим другом с 30-летним стажем, первым заместителем генерального директора телеканала "Культура" Игорем Пилиевым - мы посмотрели... внимание!!!... тридцать два документальных фильма. -
Впрочем, нет. На самом деле неигровых фильмов было тридцать три. Вне конкурса показали "фотоперевод" известного израильского фотохудожника Дмитрия Брикмана "Екклезиаст". Для меня было честью представить картину зрителям Выборского фестиваля и сказать о ней пару слов читателям "Российской газеты".
"Екклезиаст" - это совсем не фильм, даже не фотофильм. Автор настаивает именно на этом определении: "фотоперевод". Что сделал Брикман? Он прочитал великий текст "Екклезиаста" и положил на него фотографии нашей современной жизни. Брикман в первую очередь фотограф. В "Екклезиасте" им использовано почти три с половиной сотни фотографий, каждая из которых могла бы украсить собой любую фотовыставку.
В кадре: современная жизнь мира. За кадром - великий текст Екклезиаста. Полная версия. 47 минут. Из забитого под завязку довольно душного зала пресс-конференций не ушел ни один человек! Ни один! 47 минут все слушали сложнейший философский текст. По окончании вопросов особых не задавали, как сказал мне один из зрителей, пошли думать.
Для меня "Окно в Европу" запомнится в первую очередь многочисленными и интересными беседами про кино и его тенденции. Как человека, который приехал на фестиваль впервые, меня поразила практически идеальная его организация.
32 картины... Ежедневно по два просмотра, которые длятся около трех часов. Трудно? Трудно уголь в шахте добывать или асфальт класть в жару. А когда тебя на хорошей машине привозят в большой зал, сажают в мягкие кресла - ныть нелепо. Получай себе удовольствие!
С удовольствием от общения в Выборге проблем нет. С удовольствием от просмотров картины - были. Я, действительно, играл роль председателя жюри, я никакой не специалист в области документального кино, я просто зритель. И я хотел радоваться картинам.
Получалось редко. В документальных фильмах мне лично не хватало размышлений, мыслей, парадокса, если хотите. Констатировать проблему - это пожалуйста. Поразмышлять - проблемы.
Когда-то замечательный театральный режиссер Андрей Лобанов, приступая к репетициям очередного спектакля, спрашивал: "Чем будем удивлять?" Для меня кинодокументалистика - все-таки больше искусство, нежели журналистика, и как зритель я хочу, чтобы меня удивляли.
Например, анализом проблем, которые меня волнуют. Но - увы... В свое время хитом стал фильм Подниекса "Легко ли быть молодым?" Ни одной картины про проблемы молодежи на фестивале не было. Как, впрочем, и про проблемы образования, спорта, политической оппозиции...
Диплом фестиваля получала картина Вениамина Тронина "Очаг". В провинциальном городе человек настраивает рояль. В этом же городе люди хотят закрыть единственный Дом культуры. Настройщик слушает камертон и по нему настраивает инструмент. А рядом - закрывают Дом культуры. И вдруг ты, зритель, понимаешь, что культура и отношение к ней и есть камертон нашей жизни.
Мы дали специальный приз жюри картине Юрия Кузовкова "Москва - Берлин": взгляд на предвоенные годы со стороны немцев, которые были детьми в 30-е годы прошлого века. Казалось бы, сколько уже сделано картин об истории Второй мировой войны, но такого взгляда не предложил никто. Разве неудивительно?
Поэт сказал, что, мол, талант - единственная новость, которая всегда нова. Это - да, не поспоришь. Но есть еще одна вечная новость - это человек. Все, что требуется документалисту, - найти такого человека и суметь по-своему - это важно, по-своему - рассказать о нем.
Диплом фестиваля вручили картине "Чрезвычайные будни" режиссера Андрея Титова. Герой ленты - врач центра медицины катастроф, который на наших глазах спасает людей. Один человек спокойно, без истерик, буднично возвращает к жизни других людей. Оторваться невозможно.
А победителем фестиваля стала лента совсем молодого режиссера, студентки ВГИКа Марии Пономаревой, автора фильма "Разновесие": именно так, через "з".
Немолодой человек купил медицинские весы, вышел с ними на улицу и стал за три рубля взвешивать всех желающих. Но человек так умеет разговаривать с людьми, от него исходит такая добрая энергия, что постепенно вокруг него образуется клуб людей, которые идут к нему, конечно, не за тем, чтобы узнать свой вес, а - за добрым, интересным и мудрым словом. Пономарева сумела сделать то, что не всегда получается и у мэтров: открыть зрителю человека.
После просмотра "фотоперевода" Брикмана свет Екклезиаста ложился для меня на все картины. Свет мудрости и вечности. Соглашусь, что критерий очень серьезный. Но документальное кино - тоже не шуточки. Кино о нас и о мире, в котором каждый из нас проживает свою собственную, часто - непонятную жизнь.
Спасибо Выборгу за знакомство с такими лентами. Спасибо Выборгу за атмосферу интересных и умных разговоров. За новые знакомства.
Это главное, что я увез с собой из Выборга, - благодарность.