Следствие пришло к выводу, что должностные лица района были заблаговременно извещены о возможной чрезвычайной ситуации, однако не приняли мер по оповещению и эвакуации жителей, в результате чего погибли 153 человека, пропали без вести два человека и пяти гражданам был причинен тяжкий вред здоровью.
Государственный обвинитель Александр Поляков запросил для экс-главы Крымского района Василия Крутько шесть лет реального лишения свободы и 4,5 года колонии - для Виктора Жданова, бывшего заместителя руководителя районного управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты. Экс-главу Крымска Владимира Улановского прокурор попросил суд приговорить к 3,5 года колонии-поселения, а бывшей главе Нижнебаканского сельского поселения Ирине Рябченко назначить наказание в виде 3,5 года условного лишения свободы.
По мнению гособвинителя, подсудимые действовали по принципу: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Сами они в последнем слове сказали, что, мол, "делали все, что было в их силах для спасений людей", и попросили суд оправдать их по всем статьям предъявленного обвинения. Лишь Василий Крутько, бывший глава Крымского района, отказался от последнего слова. И только он частично признал свою вину, а его трое бывших коллег заявили о своей полной невиновности. Так считают и адвокаты всех четверых подсудимых.
Судебный процесс над бывшими чиновниками с 15 мая проходит в здании социально-культурного центра города Крымска. Здесь же 19 августа с 10 часов началось оглашение приговора. В этом деле - 204 тома. Обвинительное заключение (в нем 90 страниц) прокурор читал в течение нескольких заседаний. Потерпевшими признаны 136 человек.
"Прошлогоднее наводнение в Крымске - беспрецедентное стихийное бедствие, в основе которого лежит, безусловно, природное явление. Однако концентрации столь большого количества осадков способствовала инфраструктура, которая препятствовала прохождению воды. Обыкновенные железные дороги на насыпи, мосты и другие объекты фактически превратились в плотины, которые по понятным причинам не могли выдержать стихию и стали катализатором для образования паводковой волны, - говорится в поступившем сегодня в СМИ заявлении руководителя управления Следственного комитета РФ Владимира Маркина. - При этом озера и водохранилища, напротив, сыграли только положительную роль, вобрав в себя часть паводка, иначе последствия могли бы быть еще тяжелее. Такие данные были получены следствием по результатам географической, гидрометеорологической, гидротехнической и ситуационной экспертиз. Это уникальные исследования, для проведения которых следователи осматривали водохранилища с вертолетов, затребовали данные с военных и гражданских спутников, а также привлекали специалистов различных узких областей знаний, например, в сфере мостостроения. И если местная инфраструктура, очевидно, не могла и не должна была сдержать удар стихии, то местные чиновники имели все для того, чтобы адекватно подготовиться к этому вызову".
По словам Маркина, для начала "они должны были спрогнозировать саму стихию, зная, что Крымск расположен в низине, а получив предупреждение синоптиков, - предпринять соответствующие меры для эвакуации людей. Трудно представить, что испытывали эти чиновники в тот момент: равнодушие, растерянность, панику или просто надеялись на авось. Но для более полутора сотен жертв этой страшной катастрофы, а также для многих, кто потерял в один миг все нажитое, это не имело никакого значения. Люди оказались беззащитными не только перед природной стихией, но и, как выяснило следствие, перед чиновничьим безразличием. Даже после того, когда сами чиновники осознали весь масштаб беды, которая пришла в город с их молчаливого бездействия, пытаясь уйти от ответственности, обвиняемые подготовили и подписали "задним числом" несколько документов, которые, как они полагали, оправдают их. Но эти фальсификации легко были раскрыты опытными следователями и стали материалами общего уголовного дела, кстати, объемом более двухсот томов.
Год спустя жители Крымска называют героями простых граждан, которые пришли им на помощь, а некоторые даже пожертвовали собственной жизнью. Однако вряд ли кто-то вспомнит добрым словом этих чиновников и после этого судебного процесса. И неизвестно, что хуже: уголовное наказание или вечное презрение людей", - такими словами заканчивается обращение руководителя управления Следственного комитета РФ.