Такое взаимодействие, по мнению авторов законопроекта, необходимо для эффективного использования информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах. В документе дается четкая классификация государственных навигационных карт, которые делятся на аэронавигационные, морские навигационные, навигационные карты внутренних водных путей и навигационные карты, необходимые для решения задач в сфере обороны и безопасности РФ.
Основная часть законопроекта посвящена правовому регулированию создания и использования автодорожных навигационных карт. Предполагается, что закон обеспечит быстрое обновление информации, необходимой для их создания, а также сократит расходование бюджетных денег на повторный сбор информации.
Сейчас обновление навигационной информации осуществляется через госзаказ. В стоимость работ входят полевые обследования территории, которые составляют от 30 до 70% от общей стоимости работ. В то же время значительная часть информации, подлежащая отображению на навигационной карте для автотранспорта, уже собрана и содержится в различных государственных и муниципальных информационных ресурсах.
Если поправки будут приняты, то органы власти должны будут на своих сайтах обеспечить доступ к навигационной и картографической информации с учетом законодательства РФ о гостайне. По словам директора департамента недвижимости минэкономразвития Андрея Ивакина, государство обеспечит производителям навигационных карт доступ к актуальной информации. Это геометрия дорог, дорожные знаки, ключевые пункты интереса (больницы, школы, посты ДПС и др.). В Интернете появится открытый общедоступный ресурс, который объединит все эти сведения, - Федеральная информационная система автодорожной навигации (ФГИС АН).
Сегодня подобная информация отсутствует в открытом доступе. Представители картографических компаний сами собирают сведения, объезжая территории. Это удается сделать лишь раз в несколько месяцев, поэтому карты не успевают оперативно зафиксировать все изменения на дорогах.
По словам президента ГИС-ассоциации Сергея Миллера, остается неясным, что такое государственная навигационная карта для решения задач в сфере обороны и безопасности РФ. Сам подход к классификации: водные, автодорожные и для обороны - не системен, если только авторы законопроекта не имели в виду, что для обороны это весь комплекс всех типов навигации.
Есть в тексте и другая "заковыка": водные и оборонные карты доступны на основании лицензионного договора, а порядок предоставления данных из ФГИС АН предстоит определить правительству РФ. При этом в проекте есть указание, что для органов государственной власти и местного самоуправления доступ к сведениям, размещенным в системе автодорожной навигации, в том числе для их копирования, обеспечивается без взимания платы, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По мнению С. Миллера, самое прогрессивное в проекте - это обязанность всех органов власти обеспечить доступ к содержащимся в их информационных системах дорожных данных, включая даже текущие ограничения движения. Если этот доступ обеспечивается гражданам - это здорово, если же только оператору - тоже хорошо, но недостаточно. Порядок, согласно проекту, определит правительство.
Отсутствие в проекте упоминания органа, уполномоченного правительством РФ на нормативно-правовое обеспечение доступа к навигационной информации, настораживает. Сейчас это Минэкономразвития России. А кто будет после принятия поправок? Появляется новый оператор ФГИС АН, которому все владельцы автодорог, включая частников, обязаны предоставлять регламентированные законом сведения. Причем если раньше речь шла об обеспечении доступа, то в пункте об операторе речь идет о предоставлении сведений. Это дуализм трактовок: остается неясным главный принцип построения архитектуры системы. То ли это централизованная база данных, куда все предоставляют сведения, то ли это система геопорталов с автономными СУБД с поддержкой определенных сервисов, позволяющая предоставлять доступ к сведениям, хранящимся и актуализирующимся в разных базах данных?