Этим летом на Калугу обрушилось немало сильных дождей. Такое случалось и прежде, но, пожалуй, впервые в городе затапливало целые улицы (вода доходила до капотов легковых машин), кусками смывало тротуары, а асфальт вместе с дождевой водой уносило в Оку. Так, после одного из июльских ливней обвалилась часть склона Березуйского оврага в историческом центре у Каменного моста. В двух местах обрушился асфальт на тротуаре набережной Яченского водохранилища, образовав огромные дыры.
За последние два десятилетия об отсутствии в Калуге действующей ливневой канализации говорили, наверное, все руководители города. Решение этой проблемы ставилось в качестве первоочередных задач практически всеми главами горадминистрации как минимум с середины 90-х годов прошлого века. Однако оптимальный вариант до сих пор не найден. Отчасти потому, что единую систему ливневой канализации здесь, как утверждают специалисты, никогда не создавали, а значит, предстоящий объем работ огромен.
Исследование, проведенное одним из российских НИИ, поставило нынешние власти Калуги перед фактом: чтобы привести этот сектор в порядок, понадобилось бы около 6 миллиардов рублей в ценах 2012 года. Как подсчитали проектировщики, нужно построить свыше 189 тысяч погонных метров новых сетей и 17 очистных сооружений. Это на 40 километров больше того, что в Калуге имеется.
Однако с каждым годом потребность только растет - вслед за самим городом. Заместитель главного инженера предприятия "Калугаспецавтодор", обслуживающего ливневку, Николай Ищенко заявил, что теперь на ее полную реконструкцию потребуется уже не шесть миллиардов, а не менее десяти. В нынешнем состоянии калужская ливневка может пропустить не более четырех миллионов кубометров воды в год. А нужно - 16 миллионов.
- Чтобы не было ни луж, ни подтоплений, ее нужно строить практически заново, - уверен Николай Ищенко. По его данным, существующие объекты изношены на 65 процентов. При этом сертифицировано и передано в эксплуатацию только 30 процентов сетей. Остальное относится к категории "бесхоз".
С этим, кстати, не спорят и в калужской управе. Городской голова Николай Полежаев уже дал распоряжение к октябрю подготовить необходимые документы для начала реконструкции. Между тем ЧП нынешнего лета он объяснил недостатками в работе прежних администраций.
- Лет 15 этим никто всерьез не занимался, отсюда столько и неприятностей, - прокомментировал чиновник. В прошлом году, когда городские службы наконец занялись ливневыми стоками, удалось отремонтировать 62 из 150 имеющихся километров сетей. Николай Полежаев обещает, что в обозримом будущем все это хозяйство будет приведено в эксплуатационное состояние.
- К счастью, город находится на высоком левом берегу Оки. Река - главный канал, который убирает лишнюю ливневую и грунтовую воду. Конечно, есть и локальные подтопления - на улице Кирова в двух местах, - отметил городской голова.
Подтопления, впрочем, были не только там. Еще 29 мая, во время первого сильного ливня в нынешнем сезоне, вышли из берегов речки Терепец и Яченка. В Терепецком проезде спасатели даже вынуждены были отселять людей из восьми жилых домов. Как выяснилось, произошло это из-за отсутствия выброса воды из внутренних дренажных систем в ливневую канализацию. А разлившаяся Яченка затопила 11 участков дачного товарищества. Там эвакуировать никого не пришлось. Но местные жители немало натерпелись, когда по пояс в воде выносили из домов все, что могли.
Одним из самых неприятных результатов дождя, прошедшего в середине июля, стал провал проезжей части на улице Набережной, которая проходит у подножья одного из калужских холмов. Строители поначалу завалили яму диаметром в полтора метра глиной, но после вмешательства городского головы вынуждены были сделать все как следует.
Николай Полежаев посетовал на то, что на склонах города многие дома строили и без разрешений, и с грубыми нарушениями. В частности, речь о здании одной их христианских церквей на Берендяковской улице. Грунт под ним размыло потоками воды, и оно теперь буквально нависает над склоном, грозя обвалом стены.
- Это самострой. Люди правдами и неправдами купили здесь землю и возвели на ней домики, причем без всякого разрешения горуправы. Построили водопровод, закопали на два метра, разрушили природную плотность грунта. Никто не озаботился тем, чтобы накрыть асфальтом либо бетоном. Естественно, вода унесла фундамент этого домика. Да еще и сделан он был на железнодорожных шпалах, - возмущается градоначальник.
Примерные объемы работ уже обозначены. Во-первых, надо построить очистные сооружения, во-вторых, в районе Берендяковки, где случился подмыв грунта, сделают и недостающую ливневку. Кроме того, как утверждают в управе, подготовлена проектная документация по набережной Оки, которая будет опоясывать город с юга. Объект планируют построить к 650-летию Калуги, то есть к 2021 году. В проекте предусмотрены и перехватывающий коллектор, и очистные. Что же касается локальных подтоплений, то их тоже собираются ликвидировать и, как говорят в городской администрации, для этого уже готовят техническую документацию.
Между тем, в это беспокойное лето городские службы столкнулись с еще одной проблемой, которую надо будет решать, чтобы избежать бесконечных переделок. Это рассогласованность в работе муниципальных и подрядных организаций.
- Мало того, что кое-где сетей для слива воды вообще нет, так еще и имеющиеся фактически уничтожают: во время ремонтных работ ливневые колодцы закатывают в асфальт, и воде уходить-то некуда, - посетовал Николай Ищенко.
Так случилось с реконструкцией участка на улице Кирова в самом центре города, неподалеку от площади Победы. В ходе этих работ в асфальт закатали ливневые колодцы. Иначе, пожимают плечами чиновники, откуда там скапливается вода во время дождей? Теперь приходится выискивать эти колодцы. Начальник управления ЖКХ Александр Скуборев даже был вынужден несколько дней провести в архивах, чтобы на старых фотографиях этого участка попытаться найти расположение "пропавших" решеток.
Смоленск
В июне в Смоленске прошли необычайно сильные ливни, которые наглядно продемонстрировали все недостатки городской ливневой канализации. В центре города и Промышленном районе улицы оказались в буквальном смысле слова залиты водой, и машины двигались по ним, словно лодки. Вода проникла в подвалы жилых домов, пострадало имущество горожан, резко возросло количество ДТП.
Все это было лишь иллюстрацией к тому, что и так давно известно: безразличие, с которым городские власти годами относились к этой системе жизнеобеспечения, не прошло бесследно. Депутаты горсовета в последнее время не раз говорили об этой проблеме и даже предлагали выделить существенные средства на ее решение, но для администрации вопрос оставался второстепенным, и денег в казне не находилось. Между тем некоторые важнейшие узлы этой сети - на площади Победы, по улицам Красный Ручей, Раевского, Фрунзе, Соболева - уже давно требуют капитального ремонта.
Кое-что, впрочем, с места сдвинулось: в июле администрация Смоленска объявила открытый аукцион по выбору подрядной организации для проведения инвентаризации бесхозных очистных сооружений. Между тем муниципальное предприятие "Смолавто", отвечающее за специализированную уборку территории, содержание ливневой канализации и остановок общественного транспорта, направило на промывку, прочистку и мелкий ремонт канализационных сетей шесть миллионов рублей, а в его арсенал вошли две новые машины - каналопромывочная и илососная.
Ярославль
В Ярославле, по словам начальника отдела организации коммунальных услуг департамента городского хозяйства Ольги Мироновой, 358 километров муниципальных сетей ливневой канализации. Из них около половины требует капитального ремонта. Большинство из них были проложены в пятидесятые годы прошлого века и давно выработали свой ресурс. Однако в городском бюджете средств на масштабные ремонтные работы пока нет. Как сообщают в департаменте, на содержание и ремонт "ливневок" в этом году заложено чуть более 45 миллионов рублей, тогда как только на промывку сетей до 400 миллиметров в диаметре (а таковых в городе 180 километров) в год требуется порядка 400 миллионов.
По словам Ольги Мироновой, в связи с активным строительством существенно меняется рельеф местности, и уже назрела необходимость в разработке новой схемы ливневой канализации. Но и это очень дорогое дело. Тем не менее дождеприемники в городе появляются. Так, после мощного майского ливня, когда оказалась размыта часть Волжской набережной, были выделены средства на устройство там дополнительных водоотводов. Кроме того, "ливневки" прокладывают при возведении новых домов - каждому застройщику департамент городского хозяйства выдает соответствующие техусловия.
Подготовили: Дмитрий Раичев, Элина Труханова