Саамский "лубок"
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в четырех районах Мурманской области живут 1599 представителей саами, тогда как в 2002 году их численность составляла 1769 человек.
- Потеря даже 200 человек для нас очень значима, - отметила член общественной организации "Ассоциация кольских саамов" Валентина Совкина. - Уходит поколение, которое является носителем культуры, языка и истории саами.
Эксперты, не отрицая значимости самобытной культуры, ставят на первое место поддержку традиционного образа жизни саами. По словам председателя сельскохозяйственного производственного кооператива "Оленевод" Андрея Рейзвиха, проблем здесь гораздо больше, чем в культурной сфере.
- Традиционный уклад жизни саами претерпел много изменений, - заявил он. - Осталась "лубочная" часть, которая никак не отражает реального положения дел. Те промыслы, которые сегодня утеряны, надо возрождать. Например, на мой взгляд, в корне неправильно организовано распределение национальных квот на вылов рыбы. Для этого нужно иметь специальное оборудование, суда, лодки и так далее. Мало у кого они есть.
Опустевшие пастбища
Сокращается в Заполярье и численность домашних оленей. По данным правительства Мурманской области, количество оленей в Заполярье в 2008 году составляло порядка 66 тысяч голов, в 2011 году их было уже около 50 тысяч, а сейчас - около 42 тысяч. Во время прошлогодней встречи с начальником государственного управления оленеводством Норвегии Инге Рианом Андрей Рейзвих отметил, что на пастбищах в районе села Сосновка раньше паслось около 7 тысяч оленей, тогда как осенью 2012 года там насчитывалось всего 2400 оленей. В селе Каневка на реке Поной раньше было три стада, сейчас два. Более того, около 5 миллионов гектаров на юго-западе Кольского полуострова, которые были раньше оленьими пастбищами, сегодня не используются. Очень многие жители Заполярья никогда не пробовали оленину, ее практически невозможно встретить в магазинах райцентров, в том числе из-за высокой цены, оленью вырезку сегодня предлагают по 1200 рублей за килограмм.
Похожие проблемы когда-то испытывали и оленеводы Норвегии. Впрочем, норвежские источники отмечают, что занятие оленеводством требует крупных капиталовложений, а для выживания одной саамской семьи без дополнительных доходов требуется не менее 300 животных. По этой причине многие молодые скандинавские саами вынуждены уходить из оленеводства в другие отрасли.
Уважение к выбору
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что ведущим традиционный образ жизни саамам очень сложно интегрироваться в современную экономику. Но так ли необходима эта интеграция? По мнению главного научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН Сергея Соколовского, необходимо менять сам принцип поддержки коренных народов. Итоги переписи подтвердили давнее наблюдение российских этнографов, согласно которому лишь около десяти процентов представителей коренных народов Севера заняты оленеводством - единственной отраслью традиционного хозяйства, пока способной воспроизводить традиционную культуру. Естественно, интересы оленеводов, живущих в тундре, и саамов-горожан совпадать не могут.
- Формы поддержки должны быть строго адресными и экологически обоснованными, - считает Сергей Соколовский. - Они должны распространяться на всех людей, независимо от их национальной принадлежности, которые вовлечены в экономику такого рода, поскольку это соответствует элементарным понятиям социальной справедливости. Однако необходима тщательная проработка форм и процедур лицензирования. Это потребует нового режима мониторинга правоприменительных практик, реформирования и усиления природоохранной деятельности.
Как бы то ни было, власти Мурманской области стремятся сделать как можно больше для поддержки саамских общин. В частности, заявочная кампания на распределение национальных квот на вылов рыбы уже не впервые проводится в селе Ловозеро, где живет большая часть российских саамов.
- Это гораздо удобнее для людей, - подчеркнул председатель регионального комитета рыбохозяйственного комплекса Олег Заболотский. - Им не нужно никуда ездить. Местная администрация тут же заверяет необходимые документы, идентифицирует паспортные данные, а значит, их владельцы избавлены от необходимости платить нотариусу.
В Заполярье сложилась целая система взаимодействия саамского сообщества с органами власти и с определенными общественными институтами. Но не все проблемы могут быть решены на региональном уровне, без участия федеральных властей.
- Часть саамских квот устанавливается чуть ли не на федеральном уровне, - подтвердил временно исполняющий обязанности председателя Мурманской областной думы Андрей Чернев. - На мой взгляд, полномочия по работе с коренными малочисленными народами Севера необходимо передать региону.