В Азербайджане главные инновационные сферы - добыча, глубокая переработка нефтегазового, сельскохозяйственного сырья и телекоммуникации. Общий объем инвестиций в инновационные проекты этих отраслей за последние пять лет возрос почти вдвое, в том числе иностранные вложения увеличились более чем в полтора раза. В этой стране, в отличие от многих других стран СНГ, инновационные проекты не сосредоточены в региональных "инкубаторах" или особых экономических зонах. Они расположены по всей территории Азербайджана.
Однако, как считают многие местные эксперты, решающая роль добычи и экспорта нефтегазового сырья в экономике страны (обеспечивающего до 75% государственных бюджетных доходов) мешает ускорению инновационного развития Азербайджана. Так как поддержание социально-экономической стабильности впрямую зависит от нефте- и газосырьевого экспорта, минимум половина инновационных проектов в стране связана с сектором добычи, транспортировки и экспорта нефти и газа.
В Беларуси общий объем капиталовложений в инновационное обновление экономики за последние шесть лет - с 2006 по 2012 год - увеличился более чем вдвое. До половины этого роста обеспечили прямые госинвестиции, около трети - зарубежные инвесторы. Инновационными "локомотивами" остаются специальные экономические зоны, созданные во всех областях страны. Ввиду межотраслевой структуры экономики и экспорта, инновационные вложения наиболее характерны для машиностроения и станкостроения, энергетики, транспортной инфраструктуры, нефтехимии, текстильной индустрии, лесопереработки и пищевой промышленности.
Менеджер комплексного проекта (в рамках Европейской экономической комиссии ООН) инновационного развития Беларуси Хосе Паласин отмечает, что в этой стране инновационный сектор сосредоточен в основном в исследовательских организациях и нередко оторван от реальных отраслевых запросов:
- Но у властей есть понимание важности инноваций для конкурентоспособности экономики. Причем в стране хорошие "входные" индикаторы. В частности, квалифицированные кадры и интенсивное формирование инновационной инфраструктуры.
По мнению Хосе Паласина, "государственная инновационная политика Беларуси учитывает и региональные аспекты". Заместитель председателя президиума Национальной академии наук Беларуси Петр Витязь уверен в том, что обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке возможно только при использовании высокотехнологичных наукоемких производств:
- Поэтому темпы построения единого научно-инновационного пространства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь должны быть ускорены. Стоят задачи роста конкурентоспособности экономики на основе инновационного развития, формирования новых интегрированных научно-производственных структур.
В Туркменистане инвестиции в инновационное развитие тоже растут быстрыми темпами. Причем минимум 80% из них - это государственные вложения в инновации. Они ныне охватывают около половины общего числа производственных и непроизводственных отраслей, включая, например, курортно-туристическую сферу и систему образования. В производственных отраслях основной инновационный акцент - это рост выработки готовой продукции при меньшей капитало- и ресурсоемкости. Государство использует также налоговые и другие льготы для ускоренного внедрения инновационных проектов, как и для привлечения в них инвесторов. "Для перехода экономики на инновационные рельсы должно возникнуть всеобщее понимание того, что ключевой фигурой ближайшей перспективы должен являться инженер и исследователь", считает директор департамента развития услуг Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Воробьев.
Кстати, недавно на заседании совета глав правительств СНГ была одобрена концепция создания банка данных патентов и инноваций СНГ, направленная на ускорение коммерциализации результатов научно-технической деятельности и развитие предпринимательства в инновационной сфере в СНГ.