Введение правил международного транзита, отличных от Конвенции МДП, к которой Россия присоединилась уже давно, по сути, означает отмену этой Конвенции на территории РФ в одностороннем порядке, что может быть расценено ООН как неуважение нашей страны к нормам международного права.
Синьор де Претто считает, что если таможенную службу России что-либо не устраивает в положениях Конвенции, то логичнее было поставить в известность об этом МИД России, а уже через него и Организацию Объединенных Наций. В случае же вступления в действие упомянутого письма не исключено, что страны, автомобильные перевозчики которых активно работают на российских просторах, подадут на нашу страну иски в Арбитражный суд ВТО.
Откровенной фальшью на состоявшемся "круглом столе" "Кризис TIR в России" генсек IRU назвал сумму долга Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) по недопоставкам товаров: напомним, ФТС оперирует цифрой в 20 млрд руб., которая якобы копится годами. По словам господина де Претто, проблема глобальных долгов, возникших на стыке 1990-2000 годов, урегулирована давным-давно. Что же касается текущих задолженностей, то они далеко не такие "страшные", чтобы ставить под сомнение пользу применения процедуры МДП в России.
Если даже брать данные ФТС России, то за 2010 год долги АСМАП перед федеральным бюджетом за недопоставку товаров составили 7,3 млн руб., за 2011 - 13,6 млн, за 2012 - 16,6 млн, за 5 месяцев 2013 года - 10,1 млн руб. Кстати, 10 млн руб. - это непоставка примерно четырех товарных партий; 16,6 млн руб. - 6,5 партий. Сама по себе сумма в 16,6 млн руб., безусловно, большая. Но при этом не сравнима со 120 млрд долларов - именно столько в денежном выражении "весили" в прошлом году перевезенные автотранспортом международные грузы в России.
"Я долго не мог понять, откуда взялись эти долги, - говорит Умберто де Претто, - и только после тщательного анализа ситуации вместе со специалистами ФТС России мы разобрались. По Конвенции МДП перевозчик в случае непоставки груза уплачивает таможенные платежи в размере 60 тыс. евро. IRU столько и выплачивала (именно IRU. АСМАП в данном случае лишь звено в гарантийной цепочке, проще говоря, посредник в передаче денег в казну. - Ред.). Но с дорогой товарной партии сумма платежей начисляется больше - так и возникла дельта, не попадающая под гарантийные обязательства МДП. И она бы не возникла, если бы ФТС обеспечивала дорогостоящим товарным партиям конвойное сопровождение".
По словам генерального директора АСМАП Андрея Курушина, начиная с 2010 года по настоящее время ФТС России предъявила АСМАП 105 требований об уплате таможенных платежей, что составляет 0,002% от общего числа закрытых книжек МДП за это время (почти 5 млн шт.). 87 требований оплачены, 10 суды признали необоснованными, по восьми требованиям срок оплаты еще не подошел. Эта статистика, считает Курушин, как раз свидетельствует, что гарантийная система МДП на территории РФ успешно действует, а нарушения носят не систематический, а случайный характер.
Буквально на прошлой неделе в штаб-квартире ФТС России в Филях прошло совещание представителей таможенной службы и международных автоперевозчиков. Создана двусторонняя рабочая группа по "улаживанию" конфликта. В ближайшее время в ее состав намерены войти и представители Евразийской экономической комиссии, поскольку, как выразился Умберто де Претто, "Белоруссия и Казахстан в недоумении от принятого ФТС решения". Действительно, складывается парадоксальная ситуация: через Финляндию с 14 сентября в Россию по книжке МДП въехать будет нельзя, а через Белоруссию - можно.
АСМАП посчитал возможное увеличение расходов перевозчика в случае, если письмо ФТС вступит в силу. Так, на маршруте Котка - Торфяновка - Москва затраты на таможенное оформление с применением книжки МДП составят 5200 руб., из коих собственно книжка стоит 1900, а остальное - оформление перевозки у экспедитора финского порта. Если же оформляться по национальным транзитным процедурам Финляндии и РФ, затраты возрастают до 40 тыс. руб., больше половины из которых будут стоить услуги российского таможенного брокера (представителя), 10,8 тыс. - поручительство, а остальное - оформление в порту Котка. При этом получается, что поручительство - наиболее доступная для перевозчика форма обеспечения транзита. Поскольку депозит требует извлечения из оборотных средств суммы, равной размеру таможенных платежей, а банковская гарантия - наличия ликвидного имущества для залога и средств на оплату собственно гарантии. "80% перевозчиков составляют предприятия малого бизнеса с парком 5-6 машин, - говорит Андрей Курушин, - и получение банковской гарантии для них практически невозможно. Часть этих предприятий будет вынуждена закрыться".
Не проще ли в таком случае растаможивать груз сразу после пересечения границы хотя бы в том случае, если он не едет сквозь Россию в третьи страны? "Понятия транспортного транзита в корне отличаются от таможенного транзита, - сообщил "РБГ" руководитель департамента МДП АСМАП Михаил Савин, - по таможенному законодательству товар попадает под процедуру оформления таможенного транзита, куда бы он ни направлялся после пересечения границы".
"В пунктах пропуска товар можно лишь поместить под процедуру таможенного транзита, - добавила советник по таможенным вопросам DLA Piper Марина Лякишева, - а растаможить - только в приграничном таможенном органе. Так вот, сколько бы ни пришлось до него ехать - 200 метров или 20 километров, все равно придется оформлять транзитные документы..."
За месяц с небольшим, как издано письмо ФТС, продажа книжек МДП в России упала на 20%. Эксперты считают, что если документ вступит в силу, международные автоперевозки в РФ ждет полнейший коллапс.