22.08.2013 06:43
Экономика

Эксперт: ЖКХ не сможет развиваться без помощи федерального центра

Текст:  Сергей Баженов (заместитель директора Института экономики УрО РАН)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6161)
Недавно группа влиятельных экспертов выступила с жестким заявлением: через пять лет Россию ожидает коммунальный коллапс. По их словам, положение в отрасли критическое, ставшие регулярными локальные аварии грозят перерасти в настоящие техногенные катастрофы.
Читать на сайте RG.RU

Может показаться, что эти апокалиптические настроения не имеют под собой реальной почвы. Ведь эксперты часто ссылаются на опыт других отраслей, запас прочности которых, заложенный в советскую эпоху, позволяет им функционировать и более-менее сносно выполнять основные задачи. Но беда в том, что ЖКХ даже во времена СССР не выглядело технически оснащенной и четко работающей системой. "Дыр" здесь хватало с избытком, и новая Россия получила очень тяжелое наследство.

В настоящее время, по данным Минрегиона РФ, степень износа объектов коммунальной сферы кое-где достигает 70-80 процентов, и темпы продолжают нарастать - по 2-3 процента в год. Неудивительно, что потери тепловой энергии за годы реформ выросли на 44 процента, утечки воды в сетях в 2-3 раза превышают допустимый уровень и в 4-6 раз - аналогичные показатели в Европе.

В УрФО самое серьезное беспокойство вызывает ситуация в Свердловской области. Как показывают данные инвентаризации основных фондов, износ инженерных сетей здесь куда выше, чем на соседних территориях и по России в среднем. Так, по данным уральского полпредства, 80 процентов водопроводных сетей Свердловской области подлежат замене. Для сравнения: в Тюменской области их износ составляет 49,5 процента, в Курганской - 34. Аналогичная картина и с канализационным, и с теплоснабжающим хозяйством: в Свердловской области 70 процентов сетей нуждаются в замене, в Челябинской - 59, на Ямале - 42, в Тюменской области - 37.

Так что через пять-семь лет России действительно грозит катастрофа, если и дальше не вкладывать деньги в ЖКХ. Да, затраты огромны: только на модернизацию водоснабжения и водоотведения в Уральском федеральном округе необходимо свыше 300 миллиардов рублей. На одном из последних заседаний Госсовета прозвучала цифра: лишь на первичное восстановление изношенных фондов ЖКХ требуется более 9 триллионов рублей. Если ситуация в ближайшее время кардинально не изменится, сумма будет расти.

Но федеральная казна не спешит вкладываться в эту сферу, рассчитывая создать конкурентную среду с помощью предпринимательской инициативы. Увы, нормальный бизнес в ЖКХ не идет: объемы частных инвестиций в отрасль сегодня составляют всего 8 процентов годового оборота предприятий коммунального комплекса, хотя вращается в нем, по некоторым оценкам, 4,2 триллиона рублей в год - порядка 7 процентов валового внутреннего продукта России.

По сути, отпустив ЖКХ в свободное плавание, государство словно подарило его многочисленным управляющим компаниям, ТСЖ и вороватым чиновникам. А они собирают здесь богатый урожай. В коммунальной сфере РФ ежегодно совершаются десятки тысяч преступлений. И, хотя 96 процентов населения страны исправно оплачивают коммунальные услуги, значительная часть этих средств до поставщиков коммунальных ресурсов доходит не вовремя или просто исчезает. Недобросовестные УК, не занимаясь кардинальным решением главных проблем отрасли, направляют платежные потоки доверчивых жильцов прямиком в свой карман. В 2012 году, например, в целом по России в ЖКХ было украдено почти 33 миллиарда рублей.

Как известно, основной объем полномочий по управлению этим сектором экономики в свое время был передан на муниципальный уровень. Но по причине ограниченности финансовых возможностей, роста социальной нагрузки на бюджеты большинство субъектов РФ и муниципалитетов не в состоянии навести здесь порядок, хотя бы остановить процесс ветшания инженерной инфраструктуры. Передача же доли сетей в руки частников, как показывает пример Екатеринбурга, приводит не к позитивным переменам, а к росту числа аварий и недовольству населения.

В результате многие политики эксплуатируют эту тему в собственных, зачастую предвыборных, целях: появляются общественные движения под лозунгами о создании "народного контроля" ЖКХ. Наверное, такой надзор действительно нужен. Но тогда возникают неудобные вопросы: почему не работают многочисленные законы, регулирующие правоотношения в этой сфере, почему силовые и надзорные структуры не выполняют свои функции?

По мнению экспертов, в ближайшее время в большинстве регионов жилищно-коммунальный комплекс не сможет эффективно развиваться без помощи федерального центра. Государство должно активно и жестко вмешаться в работу этой проблемной сферы. Звучат даже призывы возродить на региональном и муниципальном уровнях единые организации по управлению и предоставлению услуг ЖКХ населению. Этому могла бы содействовать, в частности, передача на местный уровень не только полномочий, но и значительных финансовых потоков.

ЖКХ Екатеринбург Урал и Западная Сибирь