"Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при управлении министерства юстиции по Москве не подтвердил религиозный характер деятельности этой организации", - отметила на заседании суда представитель ведомства. Поэтому, по мнению чиновников, принципы свободы веры здесь не применимы, спрашивать с саентологов надо, как с обычных общественников. "В ходе проверки установлено, что слово "САЕНТОЛОГИЯ" зарегистрировано в качестве товарного знака, правообладателем которого является Центр религиозной технологии (США), - поясняют в Минюсте России. - Одновременное использование указанного слова в качестве наименования вероисповедания ограничивает права третьих лиц, что противоречит требованиям статьи 28 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому свободу совести и вероисповедания".
По словам представителей ведомства, вопреки требованиям закона деятельность организации осуществляется на территории Санкт-Петербурга, то есть за пределами закрепленной уставом территориальной сферы деятельности - города Москвы. Проверкой также выявлено нецелевое расходование денежных средств организации в размере более 68 миллионов рублей.
Как уточняют РАПСИ, Саентологическая церковь Москвы оплатила аренду помещения своим единоверцам из Санкт-Петербурга, хотя, согласно законодательству, не могла выходить за территориальные пределы своей деятельности, даже если это была благотворительность. Также Минюст усмотрел нарушение в том, что общее собрание членов организации называлось собранием участников. В суде ведомство настаивало, что столичным саентологам надо перерегистрировать свой устав.
В свою очередь юристы Саентологической церкви отметили, что многие религиозные организации, например, адвентисты седьмого дня или францисканцы, зарегистрированы как товарный знак, но это не мешает признанию их именно религиозными объединениями. Однако Мосгорсуд счел правым все же министерство юстиции.
Кстати, саентологи пытались обжаловать и право Минюста назначать религиоведческие экспертизы. Но Верховный суд Российской Федерации оставил в силе документы Минюста.