Ежемесячное жалованье госслужащих в 2012 году увеличилось на 3,1 процента и составило в среднем 62,6 тысячи рублей. Больше всего традиционно получают сотрудники аппарата правительства - 150 тысяч рублей.
Средняя зарплата специалистов, работающих в администрации президента, - 132 тысячи рублей. Сенаторы получают до 89,8 тысячи. Чуть меньше имеют депутаты Госдумы - 81,3 тысячи рублей - таковы данные Росстата.
Сотрудникам министерств приходится довольствоваться меньшими заработками. Хотя все зависит от ведомства. К примеру, в МЧС средняя зарплата - 102 тысячи рублей. В Минвостокразвития - 96,7 тысячи. В МВД и Минобороны - 81,4 и 79,5 тысячи рублей соответственно. А в Минэнерго всего 54,6.
Среди представителей судебной системы самые высокооплачиваемые служащие Конституционного суда - 77,1 тысячи рублей и Высшего Арбитражного суда - 74, 2 тысячи рублей. Неплохие зарплаты также у аудиторов Счетной палаты - 98,4 тысячи рублей. А в Центризбиркоме получают 76,9 тысячи рублей.
В некоторых ведомствах в 2012 году зарплаты, наоборот, упали. В Следственном комитете - на 22,5%, до 61,7 тысячи рублей, в Управлении делами президента - на 15,6%, до 66,7 тысячи рублей. Снижение зарплат также было зафиксировано в Генпрокуратуре - на 4,6%, до 48,9 тысячи рублей, в Федеральной миграционной службе - на 8,7%, до 39,4 тысячи рублей.
Жалованье чиновников складывается из постоянной части (оклада) и переменной (бонусов, надбавок, премий), которая, как правило, начисляется автоматически. Причем на оклад приходится всего 20 процентов зарплаты.
"Схема расчета денежного содержания госслужащих у нас очень громоздкая и запутанная, - комментирует "РГ" доцент кафедры теории и практики госуправления НИУ "Высшая школа экономики" Павел Кудюкин. - Люди, занимающие в разных госведомствах одну и ту же должность, скажем, начальника департамента, имеют похожие оклады, но получают совершенно разные зарплаты".
По словам эксперта, происходит это потому, что переменная часть жалования сильно дифференцирована. Причем единых критериев назначения бонусов и премий не существует. Как правило, все решает мнение начальства.
"Разрыв в зарплатах чиновников в России - просто небывалый. И с этим нужно что-то делать: с точки зрения экономики труда, такая дифференциация сильно подрывает стимул к работе", - констатирует Кудюкин.
По его словам, России нужно двигаться к схемам расчета оплаты госслужащих, принятым в Европе и США. "Большую часть в структуре зарплаты должен занимать базовый оклад. А размер надбавок нужно варьировать в зависимости от того, как трудится чиновник ", - резюмирует эксперт.