Сегодня выдвигаются предложения снова радикально перестроить - и организационно, и кадрово - не только российскую космонавтику, но заодно и авиационную промышленность, которая, кстати, весьма болезненно переживает фундаментальную перестройку на протяжении последних семи лет после создания в 2006 году Объединенной авиастроительной корпорации и только-только начинает приобретать черты отрасли, построенной на более или менее современных принципах.
На этом фоне возникает вполне закономерный вопрос: какие цели должна преследовать российская космическая программа, чего страна действительно хотела бы добиться в этой области? В чем может состоять цель очередной перестройки? Вопрос совершенно не праздный. От ответа на него будет зависеть, каким образом и, главное, куда необходимо выводить российскую космонавтику из сложившейся ситуации?
Итак, за два года реформирования Роскосмоса после отставки Анатолия Перминова чуда не произошло. Однако и рассчитывать на это было бы просто наивно. Все годы своего существования российская космическая программа практически на сто процентов была основана на советской космической доктрине, но была лишена характерных атрибутов советских времен - массированного финансирования, высокого приоритета и четкой цели: быть впереди планеты всей в космосе. В космической отрасли главным мотивом 90-х и 2000-х были бесконечные разговоры о выживании и действиях, которые это выживание вроде как должны были обеспечить.
Необходимо признать очевидное: научно-технический задел Советского Союза в области ракетной промышленности и освоения космоса был практически исчерпан еще лет десять-пятнадцать назад. Более того, "потерянное" десятилетие 90-х отбросило национальную космическую отрасль на несколько десятков лет назад по многим ключевым направлениям. Хроническое недофинансирование науки, разрушение промышленной кооперации, потеря квалифицированных отраслевых кадров как минимум двух поколений привели к серьезному кризису в отрасли, такому, как и в большинстве промышленных отраслей. Но космические исследования и ракетная техника - это, не в обиду будет сказано, не тракторостроение или производство патронов, а куда более тонкая материя.
Однако было бы неправильно считать, что потеря ориентиров и связанная с ней деградация космической отрасли - это исключительно российское явление. Окончание "холодной войны" и отсутствие противостояния систем, от победы в котором, как казалось, зависит само существование западного и восточного блоков, принципиально изменили фундаментальные основы существования военно-промышленных комплексов. Разве самая умная молодежь сегодня идет в оборонку в США, Европе, России? Конечно, нет. Сегодня есть куда более привлекательные области применения сил. Космическая отрасль откровенно оказывается на периферии научно-технического прогресса, и если не внизу, то ближе к середине социальной лестницы. Именно здесь надо искать источники появления на космических предприятиях плохо подготовленных и слабо мотивированных рабочих, инженеров и управленцев.
В этой обстановке мировая космическая отрасль сегодня переосмысливает стратегические цели, текущие задачи и мировое разделение ответственности в области освоения космоса. С одной стороны, ведущие космические державы, такие как США, страны Евросоюза и Россия, сокращают свои "аппетиты" в космосе и, соответственно, бюджеты собственных космических программ. То, что вчера еще казалось необходимым, сегодня отходит на второй план. В то же самое время на определенные позиции в освоении космоса претендуют развивающиеся страны - Япония, Китай, Индия, Бразилия и другие.
При этом Россия по-прежнему наравне с США и Евросоюзом является лидером по многим направлениям освоения и исследования космоса. Несмотря на накопленные за время раннего периода реформ проблемы, российская космонавтика сохраняет высокий потенциал развития, активно осуществляет собственные программы. Она является ведущим игроком международной космической деятельности и партнером в совместных программах с мировыми космическими державами и развивающимися странами.
Россия уверенно лидирует в программах пилотируемой космонавтики, на рынке космических запусков ракетоносителей, построила вторую в мире спутниковую навигационную систему (ГЛОНАСС), начала активные работы по расширению собственной орбитальной спутниковой группировки, в перспективе способной обеспечить нужды российских министерств и ведомств, а также отраслей отечественной экономики.
Будущее отрасли зависит от того, насколько успешно будет проведен следующий этап структурирования по направлениям деятельности и оптимизации ресурсов. Сегодня важно, чтобы вся производственная цепочка эффективно выстраивалась для решения одной задачи, формировались отраслевые центры компетенций, а финансовые средства не расходовались на дублирующие программы.
Чтобы сделать это, необходимо выполнить принятые недавно системные решения. Напомним, что руководство Роскосмоса за последние полтора-два года разработало и утвердило стратегические документы, определяющие новые цели и задачи отечественной отрасли. В них учтены ее нынешнее состояние, перспективы развития мировой космической отрасли и потенциальное место России в ней. В частности, совместно с отраслевыми специалистами и Российской академией наук была разработана новая концепция развития отечественной космической отрасли - "Стратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу".
В начале 2013 года правительство РФ утвердило разработанную ранее государственную программу - "Космическая деятельность России на 2013-2020 годы". Она определяет, что конкретно должно быть сделано для реализации стратегии. Была проведена координация федеральных целевых программ и внутренняя организационная перестройка в Роскосмосе. В этих условиях было бы странно снова все переделывать, толком не приступив к реализации утвержденной на самом высоком уровне конкретной программы действий.
На сегодняшний день в Роскосмосе сформирована профессиональная команда, которая руководствуется не узкокорпоративными интересами, а общегосударственными принципами. Как зафиксировано в "Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу", ее основной задачей и является проведение структурных преобразований и реализация проектов в рамках приоритетных направлений без нанесения ущерба отрасли. Вероятно, именно это и следует сделать, прежде чем замахиваться на объединение космической и авиационной промышленности, которое, кстати, однажды уже продемонстрировало свою полную несостоятельность.