Михаил Михайлович - известный и титулованный художник Шемякин. Валерий Абисалович - не менее известный и не менее именитый дирижер, художественный руководитель Мариинского театра Гергиев. Сообщается туманное: "решил подать в суд" - Шемякин на возглавляемый Гергиевым театр.
Тринадцатый год в Мариинке идет балет "Щелкунчик", с 2006 года - триптих одноактных "Весны священной", "Кроткой" и "Метафизического балета". Теперь у художника, работавшего над этими постановками, возникли финансовые претензии - касаются они последних трех коротких балетных спектаклей.
Собственно, главная странность "вынесенного из избы" финансового спора в одном. В необыкновенном возбуждении комментаторов, а их сразу обнаружилось множество, и все тут же (с чего бы это?) стали причудливо увязывать скандал с недавним заявлением Валерия Гергиева о необходимости организовать Национальный центр искусств в Петербурге, который объединит ведомую Мариинку, Академию Русского балета, Санкт-Петербургскую государственную консерваторию и Российский институт истории искусств. Где Центр искусств, а где скандал с Шемякиным? При чем тут эти Гекубы - а комментаторы рыдают, будто знают что-то другим неведомое. На одном радио они немедленно связали Шемякина с призывом "всеми силами бороться с неумеренными аппетитами маэстро Гергиева"...
Может, этим их желанием и объясняется внезапность заявления Михаила Шемякина? Гадать тут - дело пустое. Как и пытаться найти внятный ответ: почему со всемирно известным дирижером и руководителем, приносящим столько очевидной пользы России и ее имиджу в мире, надо "бороться"? Да и зачем в это дело вовлекать другого всемирно известного, внесшего свой немалый вклад, в российскую культуру художника?
Вопросы скорее риторические. И лучше не судить-рядить, а выслушать обе стороны: в чем все-таки дело?
Что сказал Михаил Шемякин
Мы дозвонились до Михаила Шемякина. Трубку взяла его жена, объяснила, что художник уже прокомментировал свое заявление, больше добавить к сказанному пока нечего.
Вот что объяснил художник в эфире "Эха Москвы" и "Эха Москвы в Петербурге". Вынести "сор из избы" его заставила позиция театра: "Мне было просто сказано, что Гергиев сказал, что никаких денег Шемякин не получит, потому что его балеты не принесли в Мариинский театр никаких больших денег. Но а как они могли их принести, если балет показывался два-три раза всего. Поскольку не был подписан контракт с главным художником, труппа не имела права исполнять этот балет без контракта. Вот такая совершенно безумная ситуация..."
Адвокаты, по словам Шемякина, решают, в какой стране лучше предъявить иск на 30 тысяч евро театру: "Как решит коллегия американских адвокатов. Могут ли они, поскольку маэстро там часто работает, привлечь его к суду там. Или будем делать процесс в России. Будем заниматься делом. Делом не приятным для меня, поверьте. Я очень люблю Мариинский театр. И знаю, сколько Гергиев сделал для театра. Какой у него блистательный оркестр и прочее. Но, как говорится, и на старуху бывает проруха.
Мне было сказано: "Да-да, потом, сейчас самое главное - выпустить спектакль, а все, о чем мы говорим, Миша, мы подпишем потом". В итоге контракт так и не был подписан. До сих пор за эти 8 лет, как бы я ни просил, сколько бы писем я ни писал, мне отказано в оплате за мою работу.
При этом мой балет "Щелкунчик" приносил Мариинскому театру несколько миллионов долларов в год. Я такого обращения не заслужил...
Mне отказано в оплате за мою работу. То есть хореограф получил. Люди, которые работали над спектаклями, бутафоры - все получили свои деньги. А главный художник не получил ни копейки...
Тогда я попросил декорации и костюмы за работу. На что мне было сказано, что за небольшую сумму мне театр готов эти костюмы и декорации отдать на временное пользование. Но с условием, которое поставил Гергиев, что эти декорации и костюмы не пойдут ни в один театр. А мне они были нужны, потому что несколько театров предложили мне поставить эти постановки. Сделать у них. Гергиев сказал: "Для выставок - пожалуйста. Сделаем такой контракт. Он может их выставлять". А что я буду выставлять? Костюмы в галереях и 20-метровые декорации? Какие будут нужны площадки для того, чтобы это выставлять? Мне они были нужны для того, чтобы они действовали в других спектаклях. Так вот, он наложил на это свое вето.
Что ответил Валерий Гергиев
Официальных комментариев Мариинский театр пока не дает - их скоро подготовят юристы. Тем не менее нам удалось дозвониться до Валерия Абисаловича. Вот что он сказал по поводу заявления Михаила Шемякина:
- Наши юристы, как и я сам, сейчас в краткосрочном отпуске. Год был обильным на премьеры, большие нагрузки, много постановок, надо набраться сил перед новым сезоном. Тем не менее, если вас интересует мое мнение в связи с высказываниями Михаила Шемякина, я избегал бы каких-то ненужных эмоций, как не стал бы прибегать для этого к услугам "Эха Москвы" и других СМИ. Выяснять наши проблемы с Шемякиным мы должны были бы между собой.
Пока у меня нет комментариев, кроме одного. Спектакль, о котором идет речь, стал неудачей как самого Михаила Шемякина, так и Мариинского театра. Что поделать, никто не застрахован от таких неудач. Гениальности Шемякина это не отменяет, но неудача есть неудача. Насколько я помню, он претендовал на большой гонорар. Спектакль не был принят публикой и прессой. Почему и последовало обращение тогдашнего руководства балета ко мне с тем, чтобы спектакль убрали из афиши.
Кстати, что касается "Щелкунчика", я не могу сказать с уверенностью, что театр зарабатывал на нем миллионы, как он говорит, только потому, что Шемякин сделал такой спектакль. У нас замечательные спектакли: и "Лебединое озеро", и "Спящая красавица", и "Щелкунчик" Шемякина, но также и классический "Щелкунчик" Вайнонена... Вообще, что касается "Щелкунчика", тут все-таки прежде всего заслуга Петра Ильича Чайковского.
Не секрет, что у нас неплохая и даже знаменитая труппа, сейчас идут многие спектакли, как оперные, так и балетные, и в старом, и в новом театре, и пользуются успехом огромным.
Я не считаю это заявление какой-то сенсацией или угрозой для Мариинского театра. Тем более, что скоро откроется новый сезон - там и зрителей, и нас ждут более важные вещи.