22.08.2013 00:59
Власть

Андрей Воробьев: Засилье мигрантов - больная тема для Подмосковья

Исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев о личной почте с государственными вопросами
Текст:  Олег Прасолов Ирина Рыбникова Александр Шансков
Российская газета - Федеральный выпуск: №185 (6161)
В самом начале своей деятельности на посту исполняющего обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев завел для общения с жителями электронный почтовый ящик. Сначала туда приходило по пять писем в день, потом по 50. Сейчас приходит по 200. Ежедневно, а точнее с 23.30 до двух ночи глава региона читает то, что ему пишут люди. На Деловом завтраке в "РГ" Воробьев рассказал, какие проблемы больше всего волнуют жителей Подмосковья.
Читать на сайте RG.RU

Капля на дороги

Андрей Юрьевич, позвольте, я угадаю: на первом месте наверняка ЖКХ?

Андрей Воробьев: Точно! ЖКХ касаются примерно треть всех обращений. На самом деле жалобы носят сезонный характер. Осенью и весной действительно доминирует жилищно-коммунальное хозяйство: вывоз мусора, состояние дворов, текущие крыши, недостаточно чистая холодная вода и недостаточно теплая - горячая. А сейчас лидерство держат дороги. Люди пишут, что в последние годы дороги в области вообще не ремонтировались. Просто не было дорожного фонда, ресурсов денежных. Я запросил справку: за 4 года в Подмосковье отремонтировано всего 250 километров дорог. Но в этом году мы изменили бюджет, бросили на ремонт региональных и межмуниципальных дорог 5,7 миллиарда рублей, в результате впервые за долгое время приблизимся к нормативу и отремонтируем 1353 километра.

То есть с этого года ситуация кардинально изменится?

Андрей Воробьев: 1353 километра - лишь малая капля того, что нуждается в ремонте. Но если мы хотя бы в ближайшие четыре года будем по столько ремонтировать, результат вы заметите точно.

А по какому принципу выбираются муниципалитеты, на которые "упадет" эта малая капля?

Андрей Воробьев: Стараемся закрыть самые проблемные участки во всех понемногу. Особенно сложная ситуация в неохваченных пока военных городках, которые находятся в ведении минобороны.

С одной стороны, закон не позволяет нам вкладывать деньги в ремонт чужого имущества, а с другой - в военных городках живут не чужие люди, это жители нашей Московской области, которые вынуждены каждый день по разбитым дорогам возить детей в школы. И на каждой встрече они нам говорят: имейте совесть, положите нормальный асфальт, а потом разбирайтесь с военными, чьи это дороги!

200 тысяч новых рабочих мест появятся в регионе после строительства ЦКАД

Таких людей в Подмосковье много?

Андрей Воробьев: Всего на территории области находится 547 военных городков, из них 102 имеют жилой фонд и 220 тысяч жителей. На сегодняшний день военное ведомство уже передало нам 24 городка, еще 69 планируются к передаче в рамках существующего между Подмосковьем и минобороны соглашения. Как только городки переходят под наше крыло, мы начинаем ремонтировать в них дороги.

Кому достанется приемник

А на засилье мигрантов есть жалобы?

Андрей Воробьев: Это больная тема. В Подмосковье сегодня проживает порядка 1,5 миллионов мигрантов, свыше 90% из них - из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Украины и Молдовы. В некоторых городах приезжих едва ли не больше, чем местных жителей, которые по вечерам боятся выйти из дома. Ситуацию надо менять, поэтому мы снизили квоту на иностранную рабочую силу со 150 до 102 тысяч человек. И поставили работодателям условие: квоты они получат только в том случае, если предприятие, привлекающее мигрантов, зарегистрировано в Подмосковье, платит налоги, а работодатель обеспечивает приезжих работой, которую не могут выполнять местные жители, и гарантирует нормальные условия - хотя бы места в общежитии. Так вот, в результате за первые шесть месяцев этого года мы не набрали 80 тысяч заявок. Понимаете? Вводим условия, и желание привлекать мигрантов сразу пропадает, а без условий - пожалуйста, здесь работодатели заявляют о том, что им нужна квота на 819 тысяч человек. Я не утрирую - это данные завершившейся недавно заявочной кампании.

Но в Подмосковье же в таком случае скоро некому будет улицы мести и подъезды мыть.

Андрей Воробьев: А вот это заблуждение. В сфере ЖКХ у нас работает не больше 14% от всех приезжающих в область мигрантов. Остальные 86% водят общественный транспорт, строят, торгуют... Что, наши жители не могут автобусом управлять или хлеб продавать? Могут, но я уже не раз слышал и от владельцев торговых сетей, и от строителей одну и ту же фразу: зачем брать на работу местных жителей, если есть дешевые гастарбайтеры? Конечно, им с мигрантами удобнее: можно демпинговать на зарплатах. А сколько есть фирм, которые квотами просто торгуют? Регистрируют компанию, подают заявку на рабочую силу, получают квоты и начинают их перепродавать. На "черном рынке" стоимость одной квоты доходит до 20-25 тысяч рублей... неплохой такой бизнес. И с этим мы разберемся. Тем более что помогли федеральные законодатели: если раньше нелегального мигранта просто штрафовали, а потом отпускали, то теперь за нарушение миграционного законодательства следует выдворение из страны.

До выдворения нарушителей нужно где-то держать. Областное правительство приняло решение выделить 200 миллионов рублей на строительство спецприемника для мигрантов в Егорьевском районе. Учитывая, что до этого на всю область было единственное подобное заведение на 24 места в Луховицком районе, решение можно назвать знаковым. Однако жители Егорьевска так не считают. Они обращаются в СМИ, пишут письма с просьбами избавить их от строительства спецприемника. Если протестные настроения в районе зашкалят, вы перенесете приемник в другое муниципальное образование?

Андрей Воробьев: Жители Егорьевска очень любят свой район, и это хорошо, это правильно. Но так же будут выступать против спецприемника жители любого другого района области. Кому захочется, чтобы на родной земле появилось учреждение, где соберут пару сотен нарушителей закона? Лучше уж храм возвести на этом месте или какой-нибудь завод. Но что делать? Не строить приемник? Вы спросите людей: вам нравится, что нелегалы разгуливают по улицам? Вы хотите, чтобы они после задержания вновь оказались с вами рядом? В обоих случаях точно скажут: нет! Именно это желание наших жителей мы и хотим удовлетворить.

С егорьевцами мы находимся в постоянном диалоге, я был в районе, объяснял жителям, что приемник будет построен на территории одного из заброшенных военных городков, в отдаленном поселке, он будет изолирован от внешнего мира, и людям никак не помешает. Что мигранты будут находиться в нем под постоянным присмотром правоохранительных органов. Разговаривать на такие темы непросто, но, думаю, мы в итоге сможем найти решение, устраивающее всех.

Хоровод с инвестором

Полтора миллиона жителей Подмосковья ездят на работу в Москву. И что бы областные власти ни делали, цифра не меняется уже несколько лет...

Андрей Воробьев: Наверное, сейчас, за две недели до выборов, многие ждут от меня слов: "Мы сделаем все!". Но мы с моей командой условились и говорить, и работать честно. Мы действительно делаем все, чтобы в Подмосковье появлялись рабочие места. Выделяем земли, привлекаем инвесторов, готовы перед ними "барыню" танцевать и хороводы водить. Но правда заключается в том, что рядом - Москва. И человек выбирает: получать, например, 59 тысяч в школе на Ленинском проспекте, преподавая химию, или же 45 за ту же химию в Лобне. Москва - один из самых обеспеченных городов мира, у нее серьезные возможности. И если из Лобни люди готовы ездить на работу в Москву, тратя на дорогу по 6 часов в день, это не хорошо и не плохо. Это жизнь.

То есть ситуация с тем, как развивается Подмосковье, вас устраивает?

Андрей Воробьев: Хороший вопрос - про развитие. Я просто мечтаю о тех временах, когда своей работой мы добьемся того, что будем думать только о развитии. А не так, как сейчас: о рынках, мигрантах, свалках, нечищенных дорогах, некошенном борщевике, долгах за газ... На самом деле, Подмосковье развивается стремительно. В 2014 году начнем строить ЦКАД. Я попросил специалистов подсчитать, что такое ЦКАД с точки зрения экономики. Ведь вокруг этой транспортной артерии появятся логистические комплексы, офисные и торговые центры. Это минимум 200 тысяч рабочих мест. И, по меньшей мере, удвоение валового регионального продукта к 2019 году.

С инвесторами тоже ведем активную работу. В области 117 площадок подготовлены к освоению, их список опубликован на сайте правительства. Когда формировали список, нам говорили: не пойдет к вам никто, вот в других регионах землю инвесторам бесплатно дают, коммуникации... Со всеми приводимыми в пример регионами мы связались, ничего бесплатного не нашли. А у себя бонус придумали. Первому инвестору, заходящему в каждую новую промышленную зону, землю мы будем давать либо вообще бесплатно, либо за символическую плату. Причем, я лично готов договариваться с собственниками земли.

Уже дали кому-то?

Андрей Воробьев: И наши, и зарубежные инвесторы интересуются. У нас на зарубежных коллег вообще большие планы. Мне бы хотелось еще лучших архитекторов Европы к сотрудничеству привлечь, чтобы помогли изменить облик подмосковных городов.

Зачем? Думаете, в архитектурно обновленный Зарайск, который находится за 101-м километром, инвесторы лучше пойдут?

Андрей Воробьев: Дело не в расстоянии. Ступино тоже не ближний свет, а его уже давно облюбовали итальянцы. Мы хотим придать городам новый облик, бренд "Подмосковье" должен начинаться с современного внешнего вида. Во всех, даже самых крошечных городах успешных стран обязательно есть пешеходная улица, парк, симпатичные вывески. У нас пока преобладает эклектика. Создадим с иностранцами общественный совет, который бы задавал тон обновлению наших городов.

Стой-ка, стройка

Андрей Юрьевич, а ведь один совет - градостроительный - в Подмосковье вы уже создали. Он должен был утверждать генеральные планы развития муниципалитетов. Пять открытых заседаний Градсовета прошли в Мытищах, Балашихе, Красногорске, Химках и Солнечногорске. Ни один генплан принят не был. Почему?

Андрей Воробьев: Потому что стройка - это пока чаще проблемы, чем достижения. Строят все, причем, что хотят и как хотят. И это мешает комфортной жизни людей. Жителям комфортно, когда их дом утопает в зелени, рядом - парковка, детский сад, поликлиника, магазин. А у нас что? Стоят 25-этажные каменные мешки - ни одного зеленого пятна в округе. Не утверждаем генпланы, потому что требуем парковки: сегодня на каждую подмосковную семью по статистике приходится одна машина, а через 10 лет уже по две будет. Требуем всю остальную инфраструктуру. С совершенно холодной головой хотим сделать так, чтобы дома выше 9 этажей в области больше не строились. Во всем мире на территориях возле мегаполисов реализуется именно такая градостроительная политика.

И какова реакция общественности на новые требования?

Андрей Воробьев: Пока это часто вызывает протест. Даже у населения. Приезжаю в Щелковский район, жители меня окружили, просят помочь убрать машины с газонов. Спрашиваю: "А чьи машины, кто в доме живет?". - "Мы, - говорят, - живем, ты машины-то убери!". Причем, и парковка там есть, только за пользование ею платить надо. К сожалению, культуры приобретения парковочного места для своего автомобиля у нас пока нет, люди предпочитают заставить автомобилями газоны, а потом жаловаться на то, что дышать во дворе нечем...

А уж как на меня сейчас девелоперы смотрят! Раньше они на 25-этажной башне зарабатывали, условно говоря, тысячу долларов с квадратного метра, а теперь им говорят: все, ребята, до свидания, этажность снижается, и нужно еще соцобъекты строить... Я уже слышал в свой адрес: "Вот же пришел самодур, дались ему эти 9 этажей!".

Но в области - больше двух миллионов квадратных метров ветхого и аварийного жилья. Если везде строить только 9-этажки, вы его никогда не расселите.

Андрей Воробьев: Тут развилка, конечно. Поэтому будем строителям предлагать: хотите выше - давайте часть квартир под расселение ветхого фонда. Но в любом случае речь теперь может идти максимум о 17 этажах, и только в городах; в поселках таких высоток не будет.

А вы как-то законодательно все эти условия оформите? Или только на уровне договоренностей?

Андрей Воробьев: Это будут официально утвержденные региональные нормы градостроительного проектирования.

Два в одном

В единый день голосования 8 сентября в Подмосковье состоятся почти две сотни выборов. Помимо губернатора, жители будут избирать 91 главу и 96 Советов депутатов. Вот недавно читаю про одно из поселений: глава с предвыборной дистанции снят, его основной конкурент тоже не прошел каких-то там требований, на финишной прямой остались кандидаты чуть ли не с 9 классами образования. Скажите, насколько сегодня управляемо, контролируемо или хотя бы анализируемо движение на уровне тех людей, которые на местах формируют качество нашей власти?

Андрей Воробьев: По логике вещей главной опорой людей должна быть именно муниципальная власть. Она день и ночь находится рядом, она должна уметь быстро решать все проблемы. В Европе останови человека на улице, он тебе фамилию губернатора может и не назвать, но главу муниципалитета или кондоминимума во всех красках распишет. И чаще всего в положительных, иначе на ближайших выборах в этом муниципалитете победит кто-то другой! У нас это тоже понимают, но есть и проблема - в области много поселений, которые элементарно прокормить себя не могут, не говоря уж о каком-то развитии. По 131-му закону территорию нарезали, а производствами и налоговой базой поселения не обеспечили: у некоторых в наличии одни органы местного самоуправления да оставшаяся в наследство от СССР котельная, на содержание которой уходит полбюджета.

Ну и профессионализм местных руководителей роль, конечно, играет. В Подмосковье есть очень успешные муниципалитеты - городской округ Домодедово, например. Ежегодно 30% экономического роста, невзирая ни на какие кризисы. А есть муниципалитеты, где глава города кивает на главу района и наоборот, а в итоге никто ничего не делает. Недавно были в Солнечногорске. 800 жителей сидят в зале и возмущаются: этого в городе нет, то не работает. Встает глава города: "У меня полномочия на решение этих вопросов глава района забрал". Даем слово району: "Да, забрал, но у меня на это денег нет". Также было и в Можайске, и в Кашире. А жители ко мне обращаются: снимите обоих, поставьте во главе района одного человека, но чтобы он отвечал за все.

Я вас уверяю, не только Подмосковье этим болеет. Корректировка закона о местном самоуправлении, приведение его в рабочее состояние интересует и другие регионы страны.

Ну, вы уже предложили жителям Каширы провести референдум по вопросу объединения района и городского поселения в одно муниципальное образование. Подмосковье ожидает административная реформа?

Андрей Воробьев: Да, мы будем реформировать структуру муниципальной власти в тех городах, где на этом настаивают люди. По результатам референдумов, разумеется. В области не должно быть территорий, которыми управляют по принципу - "это не мои полномочия и денег у меня ни на что нет".

По детсаду в день

Как продвигается программа по строительству детских садов? Вы поставили планку - строить не менее 85 детских садов ежегодно. В этом году область ее возьмет?

Андрей Воробьев: А вы сомневаетесь? 85 садиков мы построим в этом году, еще 170 - за два последующих года. У нас только в 2013-м стоимость программы строительства детсадов составляет 20 миллиардов рублей. Федеральный бюджет выделил субсидию в размере 1,7 миллиарда, все остальное - это область и муниципалитеты. Свыше 50 детсадов строят в виде соцобременений инвесторы, возводящие коммерческое жилье. Итого почти 140 новых дошкольных учреждений за год. Вот в августе у нас было намечено к открытию 26 детсадов. А я попросил строителей постараться открыть 31, чтобы по одному в день.

Сколько в день надо открывать, чтобы всех стоящих в очереди детей обеспечить местами?

Андрей Воробьев: Смотрите, какая ситуация. Московская область строит по 7 миллионов квадратных метров жилья в год. И все оно продается. То есть ежегодно к нам приезжает жить огромное количество людей. У многих из них есть дети. На 1 июля в очереди стояли 48,5 тысячи детей в возрасте от 3 до 7 лет. Средний садик рассчитан на 200 человек, поэтому если мы введем эти 140, очередь сократится сразу на 28 тысяч. Но сколько еще семей с детьми до конца года к нам приедут и встанут на очередь, никто предварительно вам не скажет. В среднем каждый год в Подмосковье приезжает 250 тысяч граждан РФ, из них 30 тысяч - дети, которым нужны детсады.

Мы сейчас вводим электронную запись в дошкольные учреждения. Она пока не во всех районах работает, но эффект мы уже видим - очередность сократилась на 10%. Ведь наши наученные горьким опытом мамы бегут записываться в детсад, и зачастую не в один, едва выйдя из роддома. Живет, к примеру, семья на границе двух муниципалитетов - Химок и Долгопрудного. И в обоих встает в очередь: где-нибудь, да выгорит, а там и поменяться можно! С электронной записью так уже не получится. Плюс весь процесс стал прозрачным: родители видят, как очередь двигается.

А программа развития частных детских садов в Подмосковье работает?

Андрей Воробьев: В прошлом году принят областной закон о компенсациях за пребывание детей в частных детских садах. Область компенсирует частному дошкольному учреждению затраты из расчета 20 тысяч рублей на ребенка в месяц, родительская плата не превышает аналогичную в государственном детсаду - порядка 2 тысяч рублей. В программе у нас сейчас 43 частных сада, этого мало, конечно, но там критерии отбора очень жесткие, поскольку речь идет о детях. Не каждый частник может попасть в эту программу.

Кстати, меня все спрашивают про детские сады, которые область сейчас усиленно строит, и мало кто - про школы. А ведь через несколько лет со школами может случиться та же история, что сегодня и с садами: их просто перестанет хватать. Поэтому мы начали работать на опережение. С начала года ввели в эксплуатацию две школы. К 1 сентября откроем десять, до конца декабря - еще шесть. Итого за год 18 новых школ, которые в общей сложности смогут принять 12 616 учащихся.

Динамика жизни

Андрей Юрьевич, напоследок не самый проблемный вопрос, но вот просто интересно. Некая коммерческая структура буквально на днях заявила, что с 2015 года в Подмосковье начнет работать вертолетное такси. Называются даже конкретные маршруты - с берега канала имени Москвы в районе Химок до всех аэропортов. Так действительно будет?

Андрей Воробьев: Вертолетное сообщение в Подмосковье уже есть. Над Красногорском и Химками есть трасса, там чуть ли не каждые 10 минут летают. И жители мне уже пишут: поменяйте глиссаду, нам шум мешает. А я понимаю, что вертолетов со временем будет только больше, тот же ЦКАД предполагает строительство вертолетных площадок. Это динамика современной жизни. Я сам по области на вертолете летаю, иначе не буду никуда успевать. Развитие вертолетного сообщения мы не остановим, надо просто добиться того, чтобы оно не мешало людям.

Регионы Московская область Столица