27.08.2013 00:30
Экономика

Эксперт: Освобождение от налогов заслуживают не все предприниматели

Налоговую передышку заслуживает не каждый предприниматель
Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение: №33 (911)
Предложение освободить от налогов и страховых взносов на два года индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрировавших свой бизнес (так называемые "налоговые каникулы"), направленное минэкономразвития в Белый дом, было поддержано рядом общественных объединений бизнеса, в том числе и ТПП РФ. Тем не менее специалисты ТПП РФ видят ряд рисков в этой безусловно полезной идее.
Читать на сайте RG.RU

Дмитрий Фадеев, заместитель председателя налогового совета Торгово-промышленной палаты РФ

Существует опасность, что недобросовестные предприниматели будут перерегистрироваться по окончании срока льготного налогообложения под другой "вывеской", получая снова право на льготы. Поэтому при разработке соответствующего проекта закона необходимо поставить барьеры этому потенциальному нарушению.

Нуждается в обсуждении вопрос о "льготируемых категориях ИП". Предоставить "каникулы" по налогам и страховым взносам всем было бы непозволительной роскошью в условиях непростой бюджетной ситуации.

Сейчас весьма мало ИП работает в сфере производства и переработки. Основной пласт задействован в торговле, бытовых услугах, строительстве и пр. Кроме того, льготу целесообразно дать предпринимателям инновационной сферы.

Не вполне понятно соотношение "налоговых каникул" для ИП с идеей оформления "патента" для "самозанятых лиц", которую сейчас прорабатывают федеральные органы исполнительной власти. Так, законодательство не раскрывает понятие "самозанятость", а также не определяет круг лиц, которые относятся к данной категории. Кроме того, в налоговом режиме для самозанятых граждан не может идти речь о "видах предпринимательской деятельности, в отношении которых самозанятыми гражданами может применяться система налогообложения на основе патента", а также о "размерах потенциально возможного к получению самозанятым гражданином годового дохода по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение данного налогового режима". Существует также неопределенность в части применения ответственности к самозанятым гражданам за осуществление деятельности как без регистрации в качестве ИП, так и без патента.

Предложение о введении патента для самозанятых граждан предполагается в качестве меры по легализации предпринимательской деятельности и повышению собираемости налогов и страховых взносов. Возможность легально заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации, несомненно, удобна для самозанятых, только начинающих свое дело или осваивающих новые сферы деятельности, а также для лиц, имеющих частичную занятость. Наиболее выгодно применение патентной системы для самозанятых будет для мелких ИП (микробизнес), которые могут перейти на эту систему.

Вместе с тем действующий порядок регистрации в качестве индивидуального предпринимателя является достаточно простым. Для ИП с 2012 года введен специальный налоговый режим - патентная система налогообложения, которая удобна для предпринимателей, предусматривает разумную ставку налогообложения (6%) и минимальные требования к системе администрирования. Более того, сейчас разрабатывается ряд мер, направленных на реальное упрощение административных процедур при оформлении и применении патентной системы налогообложения.

Что касается освобождения ИП от страховых взносов, то такое решение поддерживается. Но они должны будут тогда сами с учетом периода освобождения сформировать свои пенсионные права, необходимые для назначения страховой пенсии по достижении пенсионного возраста. Многие ИП, особенно в регионах, могут об этом и не знать. Нужно провести соответствующую разъяснительную работу.

На встрече президента РФ с представителями бизнеса в Воронеже в мае этого года был сформулирован и ряд других налоговых поручений, а именно - внести предложения по мерам налогового стимулирования бизнеса, в том числе малого. ТПП считает, что нужно освободить:

- от налога на имущество новые производственные мощности на срок до 3 лет после сдачи их в эксплуатацию;

- вновь создаваемые малые инновационные компании от налога на прибыль в первые два года работы;

- от земельного налога площади, на которых располагаются производственные мощности, в первый год освоения, и ввести пониженную ставку налога в последующие два года.

Также нужно рассмотреть вопрос о предоставлении инвестиционного налогового кредита вновь образующимся субъектам малого бизнеса и (или) уже существующим субъектам малого бизнеса на развитие новых видов деятельности. Тезис об инвестиционном налоговом кредите и о льготировании инновационной деятельности мог бы быть применен и в отношении ИП.

Налоги