Нагрузка на сеть уличных дорог Петербурга стремительно растет: уровень автомобилизации за последнее десятилетие вырос в 1,7 раза и составил около 300 автомобилей на тысячу жителей, пассажиропоток перераспределился в сторону именно личного транспорта - общественным стали пользоваться в 2,1 раза меньше. Как результат спрос на парковки в тех местах, где пассажиропоток особенно большой, превышает емкость существующего в городе парковочного пространства в 1,3-1,5 раза.
Проблема назрела уже давно. На улицах постоянные транспортные заторы, а это, как показывают исследования, чревато ростом количества аварий, снижением скорости движения, повышенными выбросами в атмосферу, а также делает повышение затрат на перевозки совершенно непредсказуемым.
Проведенное транспортное моделирование показало, что только в центре Санкт-Петербурга временные затраты всех владельцев авто на поиск места для парковки оцениваются в 17 тысяч часов в сутки, или 2,1 тысячи рабочих дней. Это равно суточному простою такого крупного предприятия, как, например, Балтийский завод. А среднее время поездки на работу или на учебу на общественном транспорте в Петербурге выше, чем в Москве на 10-15 процентов и составляет в среднем 70 минут.
Сейчас адреса будущих парковок даже неизвестны. Городской комитет по инвестициям предложил жителям Петербурга обсудить будущий проект по созданию парковок через форум обратной связи, в том числе выбрать размер платы. Идею вынесли на общественное обсуждение, и на днях в Смольном подвели первые итоги: за неделю поступило 93 отзыва и предложения, большинство из которых в поддержку.
Координатор движения "Красивый Петербург" Красимир Врански считает, что сейчас ситуация с парковочными местами в городе критическая. Проведенное в одном из районов города исследование показало, лишь около 37 процентов автовладельцев паркуются по правилам в дневное время. Остальные же оставляют авто в нарушение всех возможных правил, хотя на расстоянии 20 метров есть легальные и бесплатные парковочные места. Однако их мало. Как следствие, горожане получают загроможденные тротуары, дворы, по которым не пройти, потому что они заставлены автомобилями, импровизированные парковки на газонах. Пи этом общественники подчеркивают: автохлам занимает еще 3 процента парковочных мест.
- Стоимость стоянки на типичной охраняемой парковке составляет от 2-3 тысяч рублей в месяц, машинам обеспечивается охрана, однако они никак не защищены от погодных условий. Поблизости, в 2-10 минутах ходьбы, как правило, находится квартал, внутри которого паркуются около полутора тысяч автовладельцев. Если заменить такой паркинг на многоуровневый крытый на две тысячи мест, это позволит полностью освободить дворы от машин, - рассказал Красимир Врански корреспонденту "РГ".
Позитив, по мнению эксперта, в идее создания платных парковок есть: определенный слой людей, с трудом накопивших на машину или выплачивающих кредит за нее, скорее всего, согласятся пересесть на общественный транспорт, чтобы не платить по 200-500 рублей за стоянку в течение всего дня. А для тех же, кто от своего авто отказаться не готов, как раз освободятся парковочные места. Однако владелец автомобиля не откажется от него добровольно, чтобы пересесть в автобусы, троллейбусы, трамваи или маршрутки. То есть нужно кардинально заняться совершенствованием системы общественного транспорта. Tакже, по мнению активистов, вариантами решения проблемы могут стать нанесение парковочной разметки, чтобы машины, вставшие поперек, не занимали по 2-3 места, и система платы за парковку на улицах и во дворах в дневное время. Такая схема используется в некоторых европейских странах.