27.08.2013 10:40
Культура

Ираклий Квирикадзе: С Депардье я работал как скульптор

Текст:  Лариса Ионова (Ростов-на-Дону)
На открывшемся в Таганроге VII кинофоруме "На родине Чехова" одной из сенсаций стала лента сценариста и режиссера Ираклия Квирикадзе "Распутин". В конце сентября она выходит в большой прокат. В связи с чем корреспондент "РГ" задал ему несколько вопросов.
Читать на сайте RG.RU

- С чем связан интерес к этой теме?

Ираклий Квирикадзе: Во-первых, в этом году отмечается 300-летие дома Романовых. Во-вторых, личность Распутина привлекает внимание уже многие десятилетия, потому что остается неразгаданной. И кто только ни приложил руку к этой истории с попыткой изложить свою версию. Может, правда загадочный старец - тот человек, который стал катализатором перемен, произошедших в ХХ веке, революции и бунта? Он оказался настолько необъятен своими качествами и накалом страстей, что стал феноменом на сломе времени и эпохи.

- Вы давно заинтересовались этим феноменом?

Ираклий Квирикадзе: Я перечел много литературы: Эдварда Радзинского, Солженицына, воспоминания убийцы Юсупова. Я привез картину, так вот она требует ряда информационных поправок. В буклете написано, что автор сценария и режиссер - это я. Надо бы добавить, что режиссер именно российской версии. Фильм совместного производства Россия-Франция. У него два режиссера. Так получилось, что французская дама Жозе Дайян сняла телевизионную версию. Четыре серии с Жераром Депардье в главной роли. Фанни Ардан - в роли императрицы Александры Федоровны. Кстати, в картине собран весь цветник российского высшего актерского эшелона. Владимир Машков - император Николай II, Филипп Янковский в роли великого князя Феликса Юсупова и Ирина Алферова в роли его матери Зинаиды Юсуповой, а кроме них - Ксения Раппопорт, Анна Михалкова, Юлия Снигирь, Константин Хабенский и новая звезда российского кинематографа Данила Козловский, проснувшийся знаменитым после премьеры "Легенды № 17".

- Но увидели их не мы.

Ираклий Квирикадзе: Телефильм два года назад был показан во Франции. Российская сторона, между прочим, главный финансист этого проекта, выразила желание сделать не сериал, а игровое кино. У французов это не получилось: был бесконечно длинный, очевидно затянутый и даже скучный фильм. Образ Распутина во французской версии - это танец с цыганами, мистический глаз, он сам весь в окружении полуголых женщин.

- Образ русского медведя?

Ираклий Квирикадзе: Вот-вот. Ничего не хочется говорить по поводу такого прочтения. Но мы хотели создать фигуру Распутина более очерченную, более таинственную, значимую как историческая личность. Драматизировать ситуацию, эпоху и время, задать желание разобраться, кто же он, святой человек, как о нем думала императрица, или же исчадие ада, как считали многие выдающиеся люди. Все это, я думаю, чуть приподняло фильм и его значение. И вот меня как человека, который мастерски манипулирует ножницами и имеет тайный послужной список картин, которые из очень скучных превращались в удачные и даже получали призы, попросили сделать игровое кино. Я этот фильм смонтирован. Сократил. Придал новое звучание. Депардье говорит по-французски, приглашенный на озвучку Сергей Гармаш привнес новые краски, фантастически вжившись в шкуру Депардье. Как ни странно, в новой интерпретации Распутин гораздо более интересен. Мы убрали французскую музыку, органичную для длинного кино. А для динамичного, в который мы его превратили, музыку написал замечательный композитор и мой земляк Энри Лолашвили (можете вспомнить его по "Ликвидации").

- Вы работали только на материале первого фильма?

Ираклий Квирикадзе: Досъем мы не делали, и это было принципиально важно. Кстати, тема Распутина сейчас так интересует человечество, что в Голливуде начинаются съемки фильма нового Распутина, где его будет играть Леонардо Ди Каприо. В российском сериале его играет Владимир Машков. Который в нашей версии выступает в роли Николая Второго.

- Как вам Депардье в роли Распутина?

Ираклий Квирикадзе: Очень хорош: интересно, талантливо. Собственно, где он мне не нравился, я резал. Как скульптор, отсекал все лишнее!

- Ваша работа чем-то схожа с редакторской: редактор вычеркивает строки, вы - режете пленку.

Ираклий Квирикадзе: Мы работали целый год. Телефильм идет 2,5 часа, а надо было сделать его более чем коротким. С каким-то другим смыслом, ритмом, идеей. Процесс долгий и трудоемкий, новый монтаж, новая музыка, новые переделанные эпизоды. Появился голос рассказчика. Повествование идет от убийцы великого старца. Эта версия еще нигде не показывалась, только закрывала Московский кинофестиваль. Премьера ожидается в конце сентября. Миновав все препоны, фильм в Таганроге все-таки показали раньше, правда, с маленьким лейблом "демо" на экране.

- Вы впервые в Таганроге?

Ираклий Квирикадзе: Да. И очень рад оказаться здесь, ведь он связан с моим любимейшим писателем, не скажу, с каким. Получив приглашения, мгновенно собрался и сделал такой скачок. Никуда еще не ходил, ничего не видел, но из окна моего номера вижу, как плещется море. Надеюсь провести эти дни кинофорума радостно и удачно.

Справка "РГ"

74-летний Ираклий Квирикадзе - грузинский кинорежиссер и сценарист. Дипломная лента "Кувшин". Режиссер фильмов "Городок Анара" (1976 год), "Пловец" (1981 год). Автор сценариев фильмов "Робинзонада, или Мой английский дедушка" (1987 год), "Лимита" (1994 год), "Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара" (1996 год), "Лунный папа" (1999 год), "Лето, или Двадцать семь украденных поцелуев" (2000 года).

Наше кино Ростовская область Юг России