В чистом виде "монополия" означает, что обычный юрист не сможет помогать гражданину в суде, а по иным делам вообще будет невозможно прийти на процесс без адвоката. Хочешь судиться, нанимай человека с корочкой.
Неудивительно, что обычным юристам без корочки идея совсем не нравится. Тем не менее в ее пользу есть немало разумных доводов. Например, сторонники предложения считают, что уровень профессионализма различных юрисконсультов определить трудно. Если же у человека есть удостоверение адвоката, это хоть какая-то гарантия, что он что-то знает или может. К тому же на адвоката всегда есть куда пожаловаться, а с вольного юриста зачастую взятки гладки.
Правда, эти доводы убеждают не всех. Тем не менее в государственной программе "Юстиция" записано предложение о предоставлении, как сказано, некоторых процессуальных преимуществ адвокатам, чтобы в ряды защитников стремились лучшие юристы. "Реформирование российской адвокатуры требует четкого определения места адвокатского сообщества в системе правовой помощи, - сказано в программе. В частности, необходимо разграничить сферу ответственности адвокатов и всех иных юридических консультантов". При этом и сама адвокатура должна измениться к лучшему. Численность защитников может быть увеличена в несколько раз, планируется модернизировать процедуры получения статуса адвоката и профессиональные требования к защитнику. В целом, как планируется, по итогам перемен правовая помощь защитников должна быть доступной для людей. Однако все это пока лишь общие планы. Сейчас минюсту предписано подготовить до конца сентября 2014 года концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Затем до декабря 2015-го в правительство должен быть представлен законопроект о профессиональной юридической помощи в России, направленный на оптимизацию процедуры допуска к профессии адвоката и стандартизацию рынка профессиональной юридической помощи. Для специалистов дополнительных пояснений не надо: речь идет в том числе о судьбе той самой адвокатской монополии, сейчас вокруг нее разворачиваются решающие споры. По мнению экспертов, вряд ли будет предложено ввести полную монополию, скорее всего, ее сделают частичной, например, только в высших судах или по определенной категории дел.
Например, весной председатель Высшего арбитражного суда России Антон Иванов заявил, что прорабатывается вопрос о введении адвокатской монополии в высших судах. "Планируем вместе с Верховным судом России постепенно вводить обязательное представительство в высших судебных инстанциях, - рассказал он. - Работу организует Министерство юстиции РФ". Также, по его мнению, вместе с монополией надо расширить доступ юристов в адвокатскую монополию. Возможно, стоит дать право адвокатам открывать свои юридические фирмы или продумать другие меры, чтобы истинным профессионалам вход в суд не стал заказан. Некоторые эксперты, в свою очередь, высказывают мнение, что в любом случае нельзя запрещать доступ в суды штатным юристам компаний.