Страсти накаляются: жалобами на деятельность ЧЭМК завалены городские инстанции. Люди требуют привлечь руководство комбината к ответственности и избавить их от неприятного соседства. И вот уже член общественного совета минэкологии области Гаяз Ахметзянов заявляет: "Надо убирать завод отсюда. Почему в центре миллионного города столь опасный объект? Чего мы ждем? Перенести в недоразвитые страны, и всё!"
Спору нет: вывод экологически небезопасных производств за пределы городов - это общемировая тенденция. Тут возражений нет и быть не может. Но реализуется подобная политика чрезвычайно осторожно: с учетом понимания того, какую роль играют переносимые предприятия в жизни как регионов, так и целых держав. А то ведь дров так можно наломать, что мало не покажется.
Перенос металлургического производства за черту города фактически означает длительную остановку многочисленных предприятий, где трудятся тысячи и тысячи людей. Фактически это может привести к серьезным осложнениям в стратегически важной отрасли, поскольку для строительства заводов на новых территориях требуются колоссальные деньги, время, тысячи людей могут потерять работу, а семьи остаться без средств к существованию. Кому это на руку? Только конкурентам, которые хотят уничтожить отечественную металлургию и заполонить рынок зарубежной продукцией сомнительного качества. Неудивительно, что в трудовых коллективах нарастают негативные настроения.
Челябинск стал "металлургическим сердцем" страны еще во времена плановой экономики. Становление советской тяжелой промышленности напрямую связано со строительством в южноуральской столице Челябинского ферросплавного завода (ныне ЧЭМК), Челябинского металлургического завода (ныне ЧМК, структурное подразделение группы "Мечел"), Челябинского трубопрокатного завода. Активно строились металлургические гиганты в соседних Магнитогорске, Аше, Златоусте, Сатке. Эти предприятия являлись локомотивами местной экономики. И сегодня металлургические предприятия исправно платят налоги в бюджеты всех уровней. А главное - обеспечивают стабильной заработной платой десятки тысяч трудящихся и членов их семей, которые откровенно не понимают причину давления на металлургов.
В 2011 году были проведены пресс-конференции, на которых обвиняли металлургов в загрязнении, в частности, ЧМК-Мечел - в отравлении жителей города вредными выбросами. Комбинат был атакован судебными исками, "волну недовольства" подхватила пресса. В этом году необоснованные наступления на ЧЭМК продолжились. Формальным поводом послужила проверка соблюдения норм экологического законодательства, которую проводили на комбинате эксперты федерального Росприроднадзора. Заключение столичных специалистов о том, что выбросы ЧЭМК не превышают норм предельно допустимой концентрации, установленных законом, настолько разозлило некоторых местных чиновников, что один из них заявил, что не верит результатам проверки, фактически поставив под сомнение работу экспертов.
- Когда нам говорят, что у предприятия все хорошо, это настораживает. В отличие от москвичей наша служба постоянно фиксировала превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ, - заявил министр радиационной и экологической безопасности Челябинской области Александр Галичин.
После этого некоторые местные СМИ, не имея доказательной базы, выдвинули версию о коррупции внутри Росприроднадзора. Дескать, федеральная проверка была куплена собственниками ЧЭМК. Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов направил обращения главе Следственного комитета РФ и начальнику Главного управления МВД по Челябинской области, в которых попросил провести расследование. Устроенная СМИ форменная экологическая паника резко повысила в регионе градус недовольства металлургами.
- Вчера - "Мечел", сегодня - ЧЭМК, завтра будем мы, - комментируют события члены профкома Челябинского трубопрокатного завода. - Никто не может понять причины, почему чиновники так "насели" на металлургов. Но если наделенные властью люди поддерживают максималистские настроения, что, дескать, нужно вводить практику переноса тяжелой промышленности, то для предприятия и работников это означает одно - закрытие завода. Мы связались с коллегами из профсоюзов ЧМК, ЧЭМК и ряда других предприятий. Они также считают намерения остановить "вредное производство" экономически не просчитанным решением. Возникла идея совместно отстаивать сохранение производства и рабочих мест: в Челябинске очень много металлургов...
В городе ходят слухи, что, дескать, металлургия должна уступить в Челябинске место пищевой промышленности. Но это же абсурд.
Ситуация вокруг металлургических предприятий продолжает накаляться. Людей тревожит будущее их предприятий, которые, помимо стабильной зарплаты, выполняют и ряд социальных программ. Многие работники волнуются и не понимают, почему челябинский министр, который еще недавно побывал на ЧЭМК и видел открытие новейшей газоочистки, сегодня обвиняет московскую комиссию в подтасовке. Но самое главное - трудящиеся откровенно переживают за свою судьбу.
По имеющимся данным 2012 года, в общем объеме промышленных выбросов доля ЧЭМК составляет порядка 3,7 процента. В 2010 г. доля ЧЭМК составляла 7,9 процента. Это официальные данные Росприроднадзора, ведомства, доверие к деятельности которого, похоже, пытаются дискредитировать в Челябинской области. Промышленники понимают свою ответственность перед городом и не стоят на месте. На ЧМК внедрена система агрегатов по очистке воды, на цинковом заводе (ЧЭЦЗ) реализуют программу непрерывного мониторинга выбросов, на ЧЭМК запущены сразу три газоочистки, которые позволили снизить уровень выбросов в 3,5 раза.
Однако некоторые чиновники как будто не замечают экологических усилий металлургов. Как не учитывают вовремя выплаченных заводами налогов и зарплат. Кстати, сегодня средняя зарплата металлурга вполне конкурентоспособна на рынке труда - 38 030 рублей.
Такое впечатление, что упомянутые чиновники забывают об экологическом законодательстве, регулирующем нормы выбросов. Они подыгрывают настроениям "горячих голов", которым наплевать на то, что техпрогресс не происходит по желанию, и выше головы прыгнуть нельзя. Чиновники не хотят видеть и успехов по реализации многомиллионных инвестиционных программ. Например, на ЧМК запустили новейший рельсо-балочный стан, на ЧЭМК совместно с норвежскими специалистами готовят к запуску уникальную ферросплавную печь.
Как бы чрезмерное увлечение борьбой за чистоту окружающей среды не обернулось напряженностью в трудовых коллективах. А ведь здоровый климат в обществе - одна из первейших забот тех же чиновников. Или сознательно хотят пропустить гол в свои ворота?