Отработкой совместных действий в случае захвата пассажирского лайнера они занимаются четвертый год подряд. В одних случаях сценарий "Бдительного орла" генералы разыгрывали на картах или компьютерах. В других - сопровождение, передачу и принуждение к посадке гражданского самолета пилоты выполняли реально. То есть работали так, будто лайнер на самом деле оказался в руках террористов. Именно такой вариант взаимодействия был предусмотрен легендой нынешнего учения.
По его сценарию, гражданское воздушное судно "Астра Леарджет", выполняющее международный рейс с аэродрома Анкоридж на Аляске, оказалось в руках бандитов. Хотя самолет не отклонился от планового маршрута, его экипаж перестал отвечать на вызовы и в режиме радиомолчания направился в сторону России. К счастью, пилоты все же сумели передать на землю сигнал о захвате воздушного судна террористами. По системе оповещения он был продублирован во все экстренные службы на территории США.
Чтобы понять, что произошло на борту "Астра Леарджет", командование воздушно-космической обороны Североамериканского континента (NORAD) с авиабазы Элмендорф подняло в воздух два истребителя CF-18 канадских ВВС. Одновременно информацию о захвате гражданского самолета и маршруте его полета передали руководству нашими ВВС. В Минобороны корреспонденту "РГ" так прокомментировали этот этап учения: "Мы добивались четкой координации совместных действий при сопровождении и передаче контроля над лайнером от одной стороны к другой". И уточнили, что перед практической отработкой сценария "Бдительного орла-2013" штабы руководства учением в России и США провели тренировку по связи. В ходе ее военные убедились - прием и передача сигналов управления ведутся устойчиво.
Далее события развивались так. Убедившись, что захваченный самолет направляется в воздушное пространство России, генералы NORAD немедленно проинформировали об этом командный пункт нашего объединения ВВС и ПВО в Хабаровске. С военного аэродрома в Анадыре на Чукотке по тревоге подняли пару истребителей Су-27.
Долетев до границы России и США, их пилоты приняли условно захваченный террористами лайнер у истребителей NORAD и дальше сопровождали его в своей зоне ответственности. Когда этот этап учения завершился, наши и канадские истребители вернулись на свои аэродромы, а "Астра Леарджет" приземлился в Анкоридже.
Все это время действия летчиков и работу вспомогательных пунктов управления в Петропавловске-Камчатском и Анкоридже координировали два штаба - в Хабаровске и американском Колорадо-Спрингс. Кроме того, для управления истребителями военные использовали самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и наведения - российский А-50 и Е-3С "Авакс", выделенный генералами NORAD.