Начислили лишние налоги? Кадастровые инженеры оценили вашу хижину по тарифу дворца? Таможня никак не дает добро? Есть повод зайти на портал госуслуг: Интернет донесет ваш клик о помощи куда следует.
Сегодня государственные ведомства активно развивают так называемые досудебные процедуры урегулирования споров. Это когда жалобы граждан не отфутболивают, а внимательно разбирают. Расчет здесь простой: проиграть дело в суде выйдет гораздо дороже, так что лучше сразу поступить с человеком по-человечески.
Специальные структуры по досудебному урегулированию уже созданы во многих ведомствах. Как поясняют эксперты, сотрудникам таких подразделений невыгодно покрывать огрехи коллег, так как за проигранные впоследствии в судах споры можно и карьерой поплатиться.
В будущем во многих случаях досудебная стадия может стать обязательной. Прецедент уже есть: принятый летом закон вводит с 1 января 2014 года обязательную процедуру досудебного урегулирования налоговых споров. Гражданин или компания должны сначала пожаловаться в налоговую службу, и, если не останутся довольны, тогда уже можно идти в суд.
Далеко ходить со своей жалобой не придется. Минкомсвязь разработало проект постановления правительства, предлагаюший открыть специальный сервис "обжалование" на портале госуслуг. В итоге человек сможет решить свои проблемы в одном компьютерном окне: и подать заявку на госуслугу, а если что пойдет не так, то и обжаловать действия чиновников.
Как сообщил недавно министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров, на портале государственных и муниципальных услуг сегодня зарегистрировано более 4 миллионов граждан. С его помощью за полтора года было оказано более 12 миллионов услуг. Всего же, по словам Николая Никифорова, в настоящее время госуслугами в электронном виде пользуются 20-25 процентов населения страны. Но это только начало. К 2018 году, согласно указу главы государства, доля граждан, получающих услуги в электронном виде, должна составить 70 процентов. Также в 2015 году 90 процентов услуг должны оказываться по принципу "одного окна".
Многих сегодня останавливает сложная (на взгляд неопытного пользователя) система регистрации на государственном портале. Это исправимо. Минкомсвязь уже ведет работу по упрощению регистрации на портале - зарегистрироваться можно будет при помощи номера мобильного телефона. Ведомство уже разработало новый порядок регистрации пользователей на портале госуслуг и в единой системе идентификации и аутентификации.
Если раньше в процессе регистрации необходимо было использовать страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), а начать пользоваться услугами можно было только после визита в центр обслуживания или получения заказного письма через "Почту России", то теперь регистрация на портале госуслуг будет осуществляться с помощью мобильного телефона и в онлайн-режиме.
Как рассказывают в ведомстве, на первом этапе процесса регистрации пользователь должен будет ввести свой номер телефона и получить код подтверждения в виде SMS. Затем система предложит придумать безопасный пароль, который станет основным для входа в личный кабинет. По завершении этих шагов будет создана упрощенная учетная запись.
С ее помощью будут доступны услуги, для которых не нужно подтверждения личности. Например, оплата коммунальных счетов, штрафов ГИБДД, запись на прием к врачу, информация о задолженностях и так далее. Заметим, речь идет о самых популярных сервисах.
Чтобы расширить возможности своей учетной записи и получить доступ ко всем услугам, необходимо будет заполнить профиль пользователя дополнительной информацией. Тогда для подтверждения личности уже потребуется с паспортом прийти в ближайший уполномоченный многофункциональный центр (МФЦ), почтовое отделение или федеральный орган исполнительной власти. Поскольку вариантов подтверждения личности стало больше, значит, сделать это будет проще.
Помимо прочего, новый порядок позволит реализовать подписку на SMS-уведомления о событиях, например о получении новых штрафов, изменении статусов запросов.
Еще один проект Минкомсвязи - создание в Интернете так называемого "Народного контроля", федеральной государственной информационной системы, куда будут стекаться жалобы и предложения граждан.