30.08.2013 11:10
Экономика

В России создадут систему вихревой безопасности полетов для МС-21

Текст:  Сергей Птичкин
Читать на сайте RG.RU

Президент корпорации "Иркут" (в составе "ОАК") Олег Демченко, президент концерна "Международные аэронавигационные системы" Михаил Кизилов и исполнительный директор ФГУП "ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского" Сергей Чернышев на авиасалоне МАКС-2013 подписали трехстороннее соглашение, предусматривающее создание и установку на борту ближнее-среднемагистрального самолета МС-21 бортовой системы вихревой безопасности полетов.

Система обеспечит выполнение перспективных требований ИКАО, предусматривающих сокращение продольного эшелонирования воздушных судов по такому параметру, как турбулентность вихревого следа (RHSM-RECAT-2).

Самолет МС-21 станет первым в мире серийным воздушным судном, в состав бортового оборудования которого на этапе проектирования вводится бортовая система вихревой безопасности полетов.

Функциональное программное обеспечение системы разрабатывает концерн "Международные аэронавигационные системы" при научно-методическом сопровождении ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского для реализации в интегрированной системе наблюдения (ISS) самолета МС-21.

Упреждающая реализация перспективных требований ИКАО по установке на борту системы вихревой безопасности позволит повысить конкурентные преимущества самолета МС-21. Дело в том, что один из основных факторов, влияющих на безопасность полета, - риск попадания самолета в вихревой след, генерируемый другим воздушным судном. Попадание в такой след чревато возникновением неконтролируемой угловой скорости, потерей высоты и даже полной утраты управления самолетом, то есть - катастрофой.

Невидимый, как его еще называют, спутанный след, может растягиваться на несколько километров без специальных технических средств его невозможно обнаружить. Самые "следящие" самолеты, это большие: А-380, Боинг-787, Ан-124-100. Мировое авиасообщество серьезно озаботилось проблемой вихревых следов. И Россия, как показал МАКС-2013, не оказалась в числе аутсайдеров в повышении безопасности полетов.

Стоит напомнить, что корпорация "Иркут" успешно реализует программу создания семейства пассажирских ближне-среднемагистральных авиалайнеров. В рамках программы в настоящее время разрабатываются самолеты МС-21- 300 (160-212 мест) и МС-21-200 (130-176 мест).

Использование передовых технических решений в области аэродинамики и двигателестроения, установка самолетных систем последнего поколения и новые решения в области комфорта потенциально обеспечат самолетам семейства МС-21 конкурентные преимущества над существующими и модернизированными авиалайнерами других производителей.

Иркутский авиазавод приступил к изготовлению первых четырех самолетов МС-21, предназначенных для проведения летных и статических испытаний.

Первый самолет МС-21 планируется поднять в воздух в 2015 году и приступить к поставкам в рамках уже подписанных контрактов в 2017 году.

Можно добавить, что на авиасалоне МАКС-2013 корпорация "Иркут" совместно с "Аэрофлотом" впервые демонстрирует тренажер самолета МС-21, который создает почти полную имитацию полета, и пилотами компании уже признан одним из лучших в мире.

В рамках МАКС-2013 состоялась передача второго самолета SSJ100 с серийным номером производителя 95029 в спецификации "фулл" в авиакомпанию Аэрофлот.

Первый коммерческий рейс лайнера, окрашенного в цвета международного альянса авиакомпаний SkyTeam и получившего регистрационный номер RA-89015, состоится в ближайшее время.

Можно напомнить, что 31 мая 2013 г. в авиакомпанию "Аэрофлот" был передан первый самолет SSJ100 в спецификации "фулл". SSJ100 с бортовым номером 89014, который успешно выполняет полеты в города России, Украины, Германии, Польши, Румынии и Швеции.

Всего в 2013 году планируется поставить еще пять самолетов SSJ100 в авиакомпанию "Аэрофлот" в спецификации "фулл", и три в следующем году.

Что такое "фулл"? Эта спецификация отличается от "лайт" обновленной системой управления полетом (Flight Management System (FMS)) и наличием погодного радара с функцией определения сдвига ветра. По сравнению с "лайт"-версией увеличилось количество камер системы видеонаблюдения. Сделано раздельное управление освещением в салонах эконом и бизнес-классов, добавлено еще одно рабочее место бортпроводника, оборудованное на стенке опциональной кухни в задней сервисной зоне.

Отличия "фулл" от версии "лайт" касаются и комфорта пассажиров. Так, по словам специалистов ГСС, сделан персональный обдув для каждого пассажира. Самолет оборудован тремя туалетами с пеленальными столиками. Каждый блок из трех пассажирских кресел имеет дополнительную кислородную маску. С трех до четырех увеличилось число буфетно-кухонных модулей, в одном из них добавлены две печки. Появилось дополнительное место для крепления детской люльки.

Начиная с пятницы, 30 августа, МАКС-2013 открыл двери для всех желающих. Летная программа начинается в 11 утра и продлится практически до завершения салона. Сегодня в небо поднимутся не только российские самолеты, но и гигантский аэробус А-380, истребитель ВВС Швейцарии F-18, Rafal - ВВС Франции, китайская пилотажная группа "Первое августа".

Единственная проблема - проход на салон. Режим строже, чем при посадке на самолет. Полицейские заставляют включать фотоаппараты, ноутбуки, другую компьютерную технику и мобильные телефоны. Это в дополнение к просвечиванию всех сумок через рентген. Так что очередь перед пропускными пунктами с раннего утра растянулась на сотни метров. Надо сказать, такого сурового прохода на авиасалоны нет ни в одной стране мира. Так что помимо великолепной летной программы наш МАКС отличается и жестким режимом. Будьте к этому готовы.

Авиатранспорт