На пресс-конференции, прошедшей в воскресенье на Венецианском кинофестивале, было объявлено, что конкурсный полнометражный фильм величайшего японского аниматора Хайао Миядзаки "Ветер крепчает" будет его последней работой в кино.
Сообщение сделал глава его компании "Гибли" Кодзи Хошино, который вместе с Миядзаки основал знаменитую анимационную студию. Сам Миядзаки ни на пресс-конференции, ни даже на самом фестивале не присутствовал и, как обещал Хошино, в ближайшее время сам объявит прессе о своем уходе из кинематографа в Токио, там он и объяснит мотивы такого решения.
Блистательная карьера Миядзаки продолжается уже более сорока лет, теперь ему 72 года, и его фильм "Ветер крепчает", как и "Рыбка Поньо на утесе" несколько лет назад, участвует в конкурсе Венецианской Мостры. Среди его наиболее знаменитых картин "Принцесса Мононоке", "Унесенные призраками", "Ходячий замок", "Порко Россо" и другие полнометражные ленты, принесшие ему славу одного из титанов современной анимации.
Миядзаки полностью игнорирует технические достижения в виде компьютерной анимации и упорно привержен скрупулезной ручной работе - каждый кадр его фильмов нарисован человеком, и это мистическим образом сообщает картинам особую теплоту и выразительность.
Хайао Миядзаки первым вывел искусство японской манга на всемирную аудиторию и первым из японских кинематографистов завоевал премию "Оскар" в номинации "Лучший анимационный фильм" за его фэнтези "Унесенные призраками". Этот же фильм впервые в истории не только участвовал наравне с игровыми картинами в Берлинском международном фестивале, но и завоевал там главный приз "Золотой медведь".
В какой мере серьезно решение режиссера оставить любимое дело - покажет будущее. Можно предположить, что итоги многолетнего труда над фильмом "Ветер крепчает" не удовлетворили мастера, и надо думать, что это минутный эмоциональный всплеск. Такое уже не раз бывало в истории мирового кино, когда большой мастер, чувствуя неудачу, объясняет ее влиянием возраста или упадком своего таланта. Но проходит время, и любимое дело само властно требует продолжения: возникнут новые идеи, и прощание временно - увы, всегда только временно - откладывается. Поэтому с уважением отнесемся к любому решению одного из крупнейших художников современного кино, но оставим за собою право надеяться.