04.09.2013 00:28
Культура

Фильм "Филомена" стал фаворитом Венецианского кинофестиваля

На Венецианский фестиваль пришли первые радости и горести
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №196 (6172)
В рейтинге, который ведет на Венецианском фестивале журнал Ciak, и у критиков, и у публики лидирует английская драма Стивена Фрирза "Филомена" с Джуди Денч в главной роли.
Читать на сайте RG.RU

Торжествует старая истина: любой эксперимент благо, но побеждает классика. Фрирз исповедует веру в классические способы кинорассказа: имеет дело только с первоклассной драматургией, где есть что играть первоклассным актерам. Литературная основа фильма великолепна, драматичные коллизии сплавлены с острыми, часто смешными диалогами, в которых интригующе раскрываются характеры.

Фильм воспроизводит реальный случай и снят по книге журналиста Мартина Сиксмита, взбудоражившей многих матерей, насильственно отлученных от детей. Филомена родила подростком, и ее, как "падшую", отправили на "перевоспитание" в монастырь. Там ее подвергали неисчислимым унижениям, а младенца отдали в усыновление. Ей удалось вырваться на свободу, и она прожила достойную жизнь, сохранив наивность ирландской провинциалки. И все эти годы безуспешно искала сына.

Все изменилось, когда ее историей занялся Мартин Сиксмит: как атеиста, его интересовала роль церкви в этих сломанных судьбах. Он повез Филомену в США, где и нашлись следы ее сына. Судьба его в новой семье складывалась более чем благополучно: он получил отличное образование и стал сотрудником президентской администрации Рейгана и Буша. Но эту судьбу на взлете оборвала смерть от чумы ХХ века - СПИДа: он оказался геем. В ролях Филомены и Сиксмита - Джуди Денч и Стив Куган. Джуди Денч и здесь уникальна, хотя в роли такой закоренелой простушки мы ее еще не видели.

Финальные сцены мало имеют себе равных по зажатому в кулак драматизму: спустя много лет героиня приходит в свою бывшую камеру пыток - в монастырь, где начались ее злоключения. И бросает в лицо матери-настоятельнице тяжкий упрек в лицемерии: слова Христа почему-то постоянно расходятся с делами, от имени его творимыми. В "Филомене" Джуди Денч еще раз подтвердила, что она одна из величайших актрис современности, Стивен Фрирз снова продемонстрировал преимущества классической режиссуры, а фестиваль обрел претендентку на актерский приз - Кубок Вольпи.

А самое горькое разочарование для многих пока связано, увы, с новинкой от Хайао Миядзаки, которую ждали с нетерпением. Гений японского аниматора общепризнан, фестивали берут его фильмы не глядя - считают за честь и удачу. Теперь в конкурсе Венеции его "Ветер крепчает". Первые же звуки нежнейшей мелодии композитора Джо Хисаяши обещали еще одно волшебство. Но лишь по тщательности наивного рисунка и чистоте красок можно было распознать фирменный почерк нашего любимца - картина оказалась непомерно длинной, монотонной, скучной.

Мне кажется, причина неудачи - уход с территории, где анимация сильна и незаменима. Миядзаки сделал байопик - жанр, который и сам по себе не подарок и редко удается даже игровому кино. В основе - судьба авиаконструктора Дзиро Хорикоси, создавшего легендарный истребитель A6M Zero. Фильм ее подробно отслеживает: детские мечты о полетах, годы учебы и первая любовь, землетрясение и Великая депрессия, поразивший любимую туберкулез и командировки в Германию, где приходят к герою самые дерзкие конструкторские идеи. И то, как из косточки макрели рождается новая форма крыла, и то, как бьются первые модели, и каким победным парадом взмывают в небо стаи рукотворных птиц в финале, и как смотрит из-под ладони им вслед их создатель - пафосный финал выдержан в духе похожих советских фильмов 30-х.

Автор избрал наименее удачный ход байопика: следует за главами биографии - фильм напоминает ожившие рисунки к википедии. Тщательно соблюденное портретное сходство героя с реальным Хорикоси, любителем Шуберта, Гессе и французской поэзии, сковывает фантазию: только скрупулезная достоверность - как в газетных рисунках из зала суда. Герой

идеален: благороден, готов

броситься на выручку и жертвовать собой, сочетает романтику с математическим расче-

том, мечту с практичностью. Идеал бывает в сказке, но

сказка из этого мультика изгнана.

Наверное, плодотворная идея могла бы породить сонмы рисованных байопиков об Эйнштейне (вот уж где разгул фантазии!), Эдисоне или нашем Валерии Чкалове, но - зачем? Миядзаки вновь выступил экспериментатором, разведчиком не освоенных анимацией территорий и стилей - и, жертвуя собой, доказал, что есть непроходимые границы. Не думаю, что теперь найдутся охотники повторить этот опыт.

Возможно, чувствуя неудачу, он и не прилетел на премьеру. А на пресс-конференции один из отцов его знаменитой студии "Гибли" Кодзи Хошино сообщил, что Хайао Миядзаки решил покинуть кино. Будем надеяться, что это минутный эмоциональный всплеск.

Мировое кино