Напомним, вслед за введением социальной нормы на электроэнергию для населения, которая с 1 сентября этого года "обкатывается" в шести пилотных регионах России, предлагается с 2014 года аналогичную соцнорму ввести и на водоснабжение. По мнению одного из главных инициаторов реформы, генерального директора "ЖКХ "Развитие" Андрея Чибиса, "предполагается, что и у каждого отдельного потребителям появится желание стимулировать проведение ремонтных работ в собственной квартире и многоквартирном доме".
"Отдельное внимание, конечно же, будет уделено людям, проживающим в ветхих и аварийных домах, где нельзя установить счетчики, - рассказал "РГ" Андрей Чибис.- К жителям таких зданий будет применяться повышающий коэффициент к базовой ставке социальной нормы, то есть ее объем для жителей будет больше. О каких-то конкретных цифрах пока говорить рано. Для примера скажу, что в электрике он составляет 1,5 для аварийных домов и 1,2 для ветхих домов".
Между тем, исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова полагает, что нет необходимости настолько экстремально подходить к сбережению водных ресурсов.
По мнению инициаторов введения социальной нормы потребления, у организаций водоснабжения и водоотведения уже сейчас установлен экономически обоснованный тариф. Однако в РАВВ считают, что большинство водоканалов оказывают услуги по водоснабжению и водоотведению согласно установленным тарифам, величина которых не позволяет покрыть расходы в объеме себестоимости.
Кроме того, в Ассоциации полагают, что планируемая реформа, усугубит и без того нестабильное финансовое положение водоканалов. Так, если потребление воды в пределах социальной нормы будет тарифицироваться по реально экономически обоснованному тарифу, увеличение которого возможно будет лишь в пределах инфляции (или более низкому по сравнению с экономически обоснованным), то по замыслу инициаторов реформы, извлекать дополнительный доход, в том числе для проведения модернизации, водоканалы будут за счет потребления населением воды свыше установленной социальной нормы. Так как такой объем будет тарифицироваться по более высокой ставке, возможно превышающей установленные предельные индексы.
"Однако спрогнозировать величину объема потребляемой воды сверх социальной нормы является практически неразрешимой задачей для водоканалов и для потенциальных инвесторов, - считает Елена Довлатова.- Это может привести, как к стагнации развития в области модернизации и реконструкции предприятий ВКХ и без того медленно осуществляемой в рамках действующих тарифов, т.к. источником финансирования будет только потребление сверх социальной нормы, так и к стимулированию повышенного водопотребления".
Поэтому предлагается из-за отсутствия реально экономически обоснованных тарифов предусмотреть возможность финансирования выпадающих доходов предприятий при введении социальной нормы.
Кроме того, эксперты считают, что для реализации планируемой реформы необходимо будет внести изменения во все нормативные акты в жилищной и отраслевой сфере (электроснабжение, водоснабжение и др.), которые так или иначе направлены на регулирование потребления ресурсов и оказания услуг по водоснабжению и электроснабжению. Так же встанет вопрос об изменении нормативных правовых актов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан. По предварительным подсчетам РАВВ, изменению подвергнутся 90 Федеральных законов и Постановлений Правительства РФ, а с учетом изменений приказов министерств общее число составит более 600.