Как бы мы ни ругали строителей дорог, но перемены не заметить трудно. Особенно на тех участках, которые стали своего рода экспериментальными. Год назад "РГ" рассказала о том, как обновляли трассу Орел - Смоленск неподалеку от Карачева. Метод холодной регенерации, который позволяет использовать прослужившие несколько десятилетий материалы и удешевляет строительство, вполне себя оправдал.
В этом убедился и корреспондент "РГ", который получил возможность вместе со специалистами управления дороги Москва - Бобруйск проинспектировать полтора десятка километров, отремонтированных в прошлом году, и посмотрел, что происходит на других участках.
Два жарких лета и капризные зимы обычно сразу сказываются на дорожном покрытии. Оттепели и морозы мгновенно разрывают асфальтобетон, а в жару он плавится и продавливается тяжелыми грузовиками. Выезжаем на трассу и сразу за Брянском видим оранжевые жилеты.
- Это поверхностная обработка, - поясняет главный инженер управления Сергей Кушнарев. - Она позволяет на несколько лет остановить разрушение дороги. Если нет средств на полноценный ремонт, такой метод становится хорошим выходом.
Эмульсия и мелкий щебень пломбируют все трещины и неровности, дорога приобретает структуру, которая улучшает сцепление колес с покрытием.
- Сложность в том, - продолжает Сергей Кушнарев, - что нет возможности перекрыть движение хотя бы на несколько дней, пока эмульсия отвердевает и весь слой укрепляется. В Германии поступают именно так. Но там, как правило, есть альтернативные пути, а мы не можем вывесить "кирпич" на три недели и остановить транспорт.
Потому часть щебня после ремонта автомобили сразу вырывают своими колесами, а если резко тормозят, то могут появиться и метровые проплешины. Тем не менее после поверхностной обработки дорога выглядит как новая, водители это уже оценили.
Еще одно новшество связано с содержанием полосы отвода. Очистить придорожье, придать ему вид газонов - огромный труд. Потому подрядчики приобрели дорогого "грызуна" - мощную машину, которая срубает и перемалывает в щепу даже толстые деревья. Она оставляет после себя полосу почти вспаханной земли, на которой через некоторое время будет расти только трава. И в течение ближайших лет предстоит привести в порядок сотни километров федеральных трасс.
Подъезжаем к участку магистрали А-141 Орел - Смоленск, который отремонтировали прошлым летом. Он как новый - ни колеи, ни выбоин. Дорога не так широка, как хотелось бы, но ближе к Орлу становится просторнее. По сути, весь отрезок от Карачева до соседнего областного центра уже обновлен. Пока средств для того, чтобы завершить обход Нарышкина, нет, но такой проект имеется. К сожалению, дожди и морозы привели в негодность бетонные конструкции почти построенных развязок, их придется разбирать. Эти путепроводы начали строить в еще в перестроечные времена, но денег на затратный проект не хватило. Тем не менее Нарышкино обещают освободить от транзитного транспорта. Примечательно, что не все этого хотят. Поток машин - это еще и прибыль в местную казну. Дорожники знают немало примеров, когда вывод транспортного потока из городов и поселков негативно сказывался на состоянии бюджетов. Тем не менее безопасность и чистый воздух приоритетнее, потому шоссе рано или поздно обогнет старый городок.
Перед Орлом, где уже виднеются симпатичные особняки горожан, ринувшихся жить на природу, оборудован передвижной асфальтовый завод. Другая внушительная установка стала частью обновленной технологии, предусматривающей заводскую подготовку асфальтобетонного гранулята. Он нужен для создания "дорожной одежды". Управление дороги Москва - Бобруйск решило поставить перед строителями более сложные задачи, и они теперь используют грунтосмесительные машины. Цель одна - повысить качество ремонта и материалов.
- Метод холодной регенерации оправдал себя в наших природных условиях, - пояснил начальник управления Константин Пустогаров. - Однако и его можно усовершенствовать, что мы и сделали.
В прошлом году карельские подрядчики, срезая до основания слой дороги А-141, перемешивали с битумом старый щебень и асфальт прямо на месте. Потом его укладывали грейдером - получалось вполне добротное полотно, которое укатывали сверху несколькими слоями нового асфальтобетона.
Теперь срезанные старые материалы отвозят на установку, то есть смесь готовится в заводских условиях. Таким образом дорожники усиливают щебеночный каркас, добавляя 40 процентов нового гранитного щебня. И потом гранулят разравнивают уже не грейдером, а асфальтоукладчиком, - основание получается ровным. Не удивительно, что подрядчик дает на дорогу пятилетнюю гарантию.
Обочину в этих случаях укрепляют щебнем, так как новое полотно стало выше. По словам Сергея Кушнарева, этот щебень тоже можно покрывать асфальтом, чтобы машинам было свободнее разъезжаться, но бюджетных денег хватает пока только на основные работы.
Тем не менее транспортный поток усиливается, и рано или поздно основные магистрали, пересекающие центр России, придется превращать в многополосные. Очевидно, тогда тоже придется прибегать к услугам тех строителей, которым дома делать уже нечего: есть в стране такие края, где дороги выглядят по-европейски. Дорожники из Ханты-Мансийска приехали в Брянскую область именно по этой причине.
- Хотите верьте, хотите нет, но у нас на северах великолепные дороги, - похвалился главный инженер строительного управления Николай Когутенко. - Поэтому мы здесь. Хотим успеть до дождей, поэтому работаем круглые сутки. Проходим от заката до заката до 2400 метров.
Подрядчиков не выбирают - они появляются благодаря электронным торгам. Константин Пустогаров говорит, что тендеры всегда становятся сюрпризом. Те, кто предлагают свои услуги, порой сбивают цену до такого уровня, что нормального ремонта дороги уже и быть не может. Потому в управлении рады, когда торги выигрывают солидные подрядчики. Им не дают аванса, рассчитываясь поэтапно только после выполнения работ, чтобы "не бегать потом за бракоделами и судиться с ними".
В Почепский район Брянской области, где обновляют 37 километров трассы М-13 Брянск - Новозыбков - Гомель, приехали как раз именитые подрядчики. Северяне, как и орловцы, вывозят срезанные материалы на смесительную установку. Здесь же за три недели поднялся немецкий асфальтовый завод. Битум сюда привозят со столичного НПЗ. Этот материал - головная боль всех дорожников. Выжимая из нефти все светлые продукты, сырьевики нередко предлагают битум откровенно скверного качества. Однако даже правительство пока не может убедить нефтяников в том, что нужны материалы приемлемого качества. Тем не менее, по словам Николая Когутенко, некоторые перемены есть - поставщики уже предлагают битумы с различными добавками. Разработан и новый стандарт основного строительного материала, он предусматривает улучшенные показатели ползучести, хрупкости, старения.
По части обновленного пути М-13 уже можно прокатиться с ветерком. По словам Константина Пустогарова, капитальный ремонт трассы означает и более высокий уровень ее содержания. То есть она должна лучше очищаться, особенно зимой, не допускается никаких ям или бугров, а на обочинах установят дополнительные знаки. Безопасности будет служить и информационная система, в которой с помощью дорожных метеостанций сейчас накапливают материал: со временем компьютеры сами будут прогнозировать погодные условия.
Стратегия ближайших лет обещает Брянску четырехполосные выезды на федеральные трассы, а на них к 2015 году завершат освещение всех населенных пунктов. Одновременно методом холодной регенерации отремонтируют дорогу до Рославля.
Николай Денин, губернатор Брянской области:
- Мы проехались по отремонтированным участкам федеральных шоссе. Должен сказать, что перемены в лучшую сторону налицо. К сожалению, о работе специалистов, которые приводят в порядки наши трассы, многие автомобилисты судят превратно. Считаю, что власти должны лучше информировать население о новых технологиях, которые применяются при ремонте, и об усилиях всех, кто занят в этом важном деле.